издание Калининградского союза предпринимателей и Балтийской республиканской партии
ХРОНИКА
14 ноября в Калининградском областном суде под председательством С.Костикова состоялось рассмотрение жалобы Балтийской республиканской партии на решение Управления Министерства юстиции РФ о приостановке деятельности БРП на шесть месяцев.
Всего в вину партии ставили 4 позиции: вмешательство в деятельность органов государственной власти, покушение на насильственное изменение государственного строя и территориальной целостности, экстремизм и незаконное использование термина “партия”.
Первые три обвинения судом были признаны несостоятельными. Однако, суд счел нарушением закона использование в названии БРП слова “партия”, и в удовлетворении жалобы отказал.
В ходе судебного следствия выяснилось, что инициатива запрета исходила не от Министерства юстиции, а из Администрации Президента России. Заместитель начальника Управления внутренней политики Администрации Президента Т.Кара направил в Минюст письменное указание “разобраться” с Балтийской республиканской партией, и все указанные им позиции впоследствии без изменения вошли в решение о приостановке деятельности. Сам Т.Кара также перестраховался, и в указании сослался на некое заявление председателя избирательной комиссии Калининградской области В.Зюбанова. К этому заявлению прилагался образец листа Опроса общественного мнения, который БРП проводила весной 2002г., и В.Зюбанов сделал вывод, что опрос является частью процедуры подготовки референдума с вопросом изменения статуса Калининградской области.
После получения мотивированного решения Калининградского областного суда, БРП будет обжаловать его в Верховном суде РФ.
===
14 мая с.г. Балтийская республиканская партия оформила и отправила в Европейский суд по правам человека стандартный формуляр жалобы на закон РФ “О политических партиях”, дело по которой было возбуждено в Страсбурге еще 12 февраля 2002г.
Формуляр, отправленный заказным письмом по обычной почте “потерялся”, и 29 августа партия была вынуждена послать дубликат формуляра с помощью экспресс-почты. Одновременно в Страсбург был направлен факс с ходатайством о восстановлении пропущенного по вине Минсвязи срока. БРП также обратилась с жалобой в само Министерство связи. Спустя несколько дней после подачи жалобы Калининградский почтамт известил штаб-квартиру партии, что письмо вручено в суд “10 сентября в 10.42 утра”.
Письмом от 17 сентября подтвердила получение формуляра и письма по факсимильной связи юридический референт Европейского суда по правам человека Е.Заковряшина. Относительно конкретной даты рассмотрения дела № 11999/02 было сказано “как только это будет возможным”.
====
Президент РФ В.Путин подписал с ЕС Соглашение, в котором закреплены взгляды сторон на проблему Калининградской области. Практически все комментаторы в России сходятся во мнении, что Соглашение является крупным успехом Путина во внешнеполитической сфере. Большинство западных комментаторов считает текст Соглашения “пустым”, а само Соглашение – поражением российского Президента.
При таких обстоятельствах мы сочли необходимым опубликовать наиболее точный перевод с английского данного текста Соглашения.
САММИТ РОССИЯ - ЕС (Брюссель, 11 ноября 2002 года)
СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
О ТРАНЗИТЕ МЕЖДУ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТЬЮ И
ОСТАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Стороны признают уникальность положения
Калининградской области как части Российской
Федерации, отделенной от остальной территории
Федерации другими государствами. В связи с этим в
целях дальнейшего развития стратегического
партнерства между Россией и ЕС, стороны
договариваются предпринять специальные усилия
для снятия озабоченностей обеих сторон в связи с
будущим транзитом людей и грузов между
Калининградской областью и другими районами
России и активизировать свое сотрудничество для
ускорения социально-экономического развития
всей области в целом.
2. Российская Федерация и Европейский союз
отмечают, что начиная с 1 января 2003 года Литовская
Республика введет в действие, в соответствии с ее
соглашением с ЕС, национальные правила
пограничного контроля. Стороны исходят из
понимания, что эти правила будут применяться
гибко, чтобы не нарушить традиционного
транзитного движения пассажиров, следующих
поездом. Стороны признают, что режим транзита не
будет ущемлять суверенное право Литовской
Республики на осуществление необходимого
контроля и на отказ во въезде на свою территорию.
3. Что касается социально-экономического развития области, то стороны договариваются осуществить комплексный пакет мер с тем, чтобы обеспечить беспрепятственное пересечение границ в законных целях, чтобы поощрять контакты между людьми и содействовать развитию Калининградской области. В этом контексте ЕС будет продолжать оказывать техническое и финансовое содействие усилиям России по обеспечению экономического развития Калининградской области и укреплению приграничного сотрудничества вдоль границы расширенного ЕС с Россией, включая меры по совершенствованию процедур пересечения границы и пограничной инфраструктуры. Стороны отмечают, что развитие Калининградской области имеет важное значение для общего развития региона Балтийского моря.
4. Стороны согласны с тем, что дальнейшие переговоры об осуществлении настоящего понимания будут осуществляться в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским союзом.
Механизмы транзита людей и грузов
5. Европейский союз введет в действие необходимое законодательство в целях создания к 1 июля 2003 года механизма Упрощенного транзитного документа (УТД), который будет применяться в отношении транзита российских граждан только между Калининградской областью и остальной территорией России по суше. УТД будет действовать в отношении прямого транзита по суше из одной третьей страны в ту же самую третью страну в течение ограниченного периода времени и будет выдаваться бесплатно или по очень низкой цене.
6. Механизм УТД будет предусматривать две формы УТД, выдаваемого российским гражданам. Для многократных поездок всеми видами наземного транспорта в Калининградскую область и из нее УТД будет выдаваться на основании обращения в консульство Литвы и при условии проведения необходимых проверок и контроля.
7. Кроме того, российским гражданам, собирающимся совершить разовую поездку поездом через территорию Литовской Республики, может быть выдан Упрощенный проездной документ на железной дороге (УПД-ЖД) на основании паспортных данных, представляемых при покупке билета. Эта информация передается в электронной или любой иной согласованной форме в установленные сторонами сроки. Российские власти не будут продавать билеты российским гражданам, в отношении транзита которых через литовскую территорию у Литовской Республики имеются возражения. Компетентные литовские органы затем выдают УПД-ЖД до или во время пересечения пассажиром литовской границы после проверки властями Литовской Республики действительности проездных документов. Владельцы УПД-ЖД не будут покидать поезд в ходе транзита по территории Литвы, причем время транзита будет ограничено. Евросоюз окажет Литве помощь в покрытии любых дополнительных расходов в рамках этой схемы.
8. Стороны отметили, что Литовская Республика согласилась признавать внутренние паспорта гражданина Российской Федерации в качестве основания для выдачи обоих видов УТД до 31 декабря 2004 года. После этой даты УТД или УПД-ЖД будут действительны только при наличии заграничного паспорта гражданина Российской Федерации.
9. Европейский союз и Российская Федерация договорились, что в сотрудничестве с соответствующими странами-кандидатами они немедленно начнут работу по техническому внедрению механизма УТД в целях создания условий для начала введения его в действие с 1 июля 2003 года. Российская Федерация приняла к сведению намерение Европейского союза проанализировать действие механизма УТД не позднее 2005 года.
10. ЕС принял к сведению предложение России о безвизовом режиме безостановочного транзита высокоскоростным поездом. Решение о проведении в 2003 году независимыми консультантами технико-экономического обоснования будет принято ЕС по договоренности с Литвой, когда будет достигнута договоренность о круге ведения этого обоснования. Сразу же после заседания Европейского совета в Копенгагене Комиссия ЕС приступит к определению этого круга ведения, который будет разработан Комиссией совместно с Литвой. Рекомендации технико-экономического обоснования должны соответствовать нормам Шенгенских соглашений. Технико-экономическое обоснование должно быть завершено в максимально сжатые сроки.
Российская Федерация принимает к сведению тот факт, что решение относительно высокоскоростного безостановочного транзита железнодорожным транспортом может быть принято только после вступления Литвы в ЕС на основе обстоятельной оценки политических и юридических аспектов и после устранения технических препятствий.
11. Российская Федерация подтвердила свое намерение заключить с Литовской Республикой межправительственное соглашение о реадмиссии, охватывающее граждан всех стран. Переговоры по этому соглашению начнутся в кратчайшие сроки и оно должно быть готово не позднее 30 июня 2003 года. Российская Федерация и Европейский союз договариваются начать в 2002 году переговоры о заключении двустороннего соглашения о реадмиссии.
12. ЕС, соответствующие страны-кандидаты и Россия будут сотрудничать, в частности, в принятии мер по расширению существующих консульских учреждений и открытию новых таких учреждений на территории друг друга.
Россия:
- до конца 2002 года даст согласие на расширение Генерального консульства Литвы в Калининграде и открытие нового консульства в г.Советске;
- положительно рассмотрит просьбы других стран ЕС и стран-кандидатов об открытии консульств в Калининградской области.
13. Европейский союз отмечает намерение Российской Федерации продолжать предпринимать максимальные усилия по ускорению выдачи своим гражданам заграничных паспортов.
14. Российская Федерация и Европейский союз согласны с тем, что все указанные выше положения являются взаимодополняющими и рассматриваются в едином "пакете".
15. Российская Федерация и Европейский союз договариваются продолжить в рамках СПС обсуждение соответствующих технических процедур регулирования транзита грузов.
СОВЕРШЕНО В БРЮССЕЛЕ 11 НОЯБРЯ 2002 ГОДА