И с к у с с т в о в е д
"Мы приобрели... драгоценную чашу,
сделанную из одного куска сардоникса, в котором
красный цвет сафра от черноты оникса... так
отличается, что кажется, будто один цвет
присваивает себе свойство другого "
Сугерий (Abbor Suger)
Ученому-искусствоведу
доктору Альфреду Роде, Странному человеку, было
свойственно наделять умозрительные построения
чувственными признаками конкретных вещей.
Истины и свои открытия облекались им в стройные
законченные формы научных произведений.
Представление о порядке и гармонии
Кенигсбергской жизни, гармонии Королевского
замка, где он работал, растворяясь в своих
коллекциях, была результатом своеобразного, раз
и навсегда утвержденного, строя мыслей,
культивируемого в среде восточно-прусской
интеллигенции первой четверти XX века.
Эстетическое по самой своей сути
чувственное восприятие абстрактной идеи лежала
у Альфреда Роде очень глубоко в душе и имело
корни в средневековом искусстве, на лучших
образцах которого был и воспитан ученый.
Одним из удивительных свойств доктора
Роде было то, что он мог видеть линии и
поверхности без телесности взором созерцания, и
это не мешало, но, напротив, помогало ощущать ему
красоту Кенигсбергской жизни с особенной
остротой и глубиной духовного проникновения в
саму сущность этой жизни...
Даже уходя из замка домой или находясь в
Других местах древнего города, в его сознании
всегда присутствовал образ замка, выраженный не
в его огромных объемах, а в маленьких
незначительных деталях, укромный уголках. Этот
мир, его мир, был настолько индивидуален, что
порой мешал, вольно или невольно, и усложнял его
жизнь.
Альфред
Роде жил достаточно просто, одевался небогато,
любил старые поношенные вещи, стол в его доме был
сельским, с простой пищей. Да и дома-то у него
своего не было, он снимал квартиру, в которой жил
с женой. Его прельщало любование природой,
красотой земли и неба, восхищение
богом-художником. Его отношение к искусству
можно было бы выразить словами Гвидо
Аретииского: "Очарование приятных вещей
проникает в сердце через окна тела... При помощи
приятных вещей, красок, запахов, зрение
понижается, но повышается благосостояние как
тела, так и серца". (Гвидо из Ареццо. Tractatus
correctaneus. - Цитируется по "Музыкальная эстетика
западноевропейского средневековья и
Возрождения". М., 1966, С.203).
Искусствовед Альфред Роде был убежден в
том, что созидающий труд человека - человека
высшей расы нордических характеристик,
единственного существа на Земле, наделенного
разумом - основывается на тех же закономерностях
строя, порядка, числа, что и творчество Бога или
древне германских богов...
Таким образом, творчество немецких
мастеров, создавших чудесную Янтарную комнату,
он рассматривал как аналогию божественного
творения, а себя, спасшего для будущей Великой
Германии этот шедевр, как человека, исполнившего
высшую волю - волю Творца. Вот почему все его
действия и поступки носили обдуманный,
совершенный характер, и как бы являлись венцом
его творческой деятельности.
И так же, как писал Сугерий о сардониксе,
так и у доктора - искусствоведа Альфреда Роде
черный цвет фашизма в его жизни (чернота оникса) и
красный цвет творчества и жизни (красный цвет
сарда) в одном куске сардоникса его судьбы,
кажется, присваивают себе свойства другого.
Таков был этот - человек цельный и
противоречивый искусствовед Альфред Роде.
Многие свои работы посвятивший отцу и матери,
своим близким людям, молившийся за них в замковой
коронационной кирке - любимейшем месте ученого.
© Сергей Трифонов, 1998, дизайн Олега Дулецкого, размещено на
узле компании ЕТайп |