М а с т е р а Традиция хранения
секретов ремесла на Европейском континенте
существовала еще в глубочайшей древности и
сохранилась по настоящее время. О мастерах,
держащих в тайне секреты своего искусства, в
частности, интересно пишет в своих работах Дюрер
( Stechow Northru Renaissance Art, Sources and Documents p. 113). Упоминание о
том, что древние мастера давали клятву
сохранения тайны рецептов красок , содержится
также в работах историках прошлого века. Маррае
Clavicula. - -"Archaelogia", XXXII, London, 1847, p. 183-204).
Если человека почитали в Кенигсберге
как мастера, то он обязан был хранить секреты,
хранить свято. В противном случае, жизнь его
будет очень короткой. Настоящий мастер имел свой
неповторимый знак, знак его достоинства,
профессиональной чести. Это были и знаки
каменщиков, строителей Королевского замка, и
скульпторов, и ювелиров старого города. Стоило
Альфреду Роде увидеть этот небольшой значок на
камне, картине, или серебряной посуде, он мог
безошибочно определить, кто этот мастер и даже
сколько у него сыновей, продолживших его дело.
Эти знаки, которые в большом количестве можно
встретить и в нашем современном городе, были
двоякого рода. Прежде всего ими отмечались
детали, вышедшие из определенной мастерской,
каждая из которых имела свой знак. Обратите
внимание на каменные блоки старинных
Кенигсбергских дорог, и вы сами увидите как
минимум 120 знаков, выбитых на них Таким образом
мастерская оберегала вверенное ей строительство
от применения случайного материала. Эти знаки
были своего рода признаками качества. затем на
них ставили клеймо, такие детали перед пометкой
проходили проверку главного мастера, и только
эти клейма переходили от отца к сыну. Они
выполнялись в виде герба или геометрической
фигуры, принимая со временем все усложняющуюся и
причудливую форму. Можно было не писать письмо
своему другу мастеру, стоило бросить листок
бумаги, на котором изображен знак, и сведущий
человек сразу же понимал, кто его желает видеть,
где они встретятся, и в котором часу. По одной
своеобразно начерченной линии, один мастер мог
предупредить другого о грозящей опасности или
предстоящей совместной работе. Мастера жили
замкнуто, как правило, свои секреты мастерства
держали в голове и мысли свои пергаменту и бумаге
не доверяли. А тех, которые все же любили многое
записывать, называли, как это ни странно,
"болтунами" и старались держаться от них
подальше.
Обычно, неписаные правила в
средневековых городах позволяли работать
мастерам только в светлое время суток и ни в коем
случае - в ночное, это считалось большим грехом и
нечестной работой, ибо мастер, как гласили
предания, призывал ночью в помощь темные силы.
Существовали
в Кенигсберге и тайные сообщества мастеров, где
были свои авторитеты и свои правила -
своеобразный кодекс чести. Мастеру высшей
классификации позволялось очень многое. Он мог
даже распоряжаться жизнями людей для достижения
тайных целей своего сообщества. Многие мастера
Кенигсберга с большим уважением относились к
доктору Роде, и ему не составляло особого труда
привлечь их к своим работам в замке или получить
от них очень важную информацию, скрытую от
посторонних глаз.
Как правило, мастера были верующими в
Бога людьми, а многие из них верили свято, если не
сказать неистово, и внутренне ненавидели юнцов
из СС с их жизненными принципами и языческими
обрядами. Эти глубокие люди не могли до конца
принять национал-социализм. Их вера и их ремесло
были глубоко моральны и очень индивидуальны, а
Черные посвященные ассоциировались у них с
ночным временем суток. А в это время, как
известно, истинный мастер не творит, ночью он
отдыхает, чтобы ранним утром приступить к
тяжелой и кропотливой работе. Это были настоящие
прусские умельцы - твердые и решительные.
Эти люди не получали информацию из
газет и на рыночных площадях. В их среде была
налажена уникальная система связи практически с
любой европейской и мировой страной. С этой
категорией людей был в тайном контакте и доктор
Альфред Роде. При помощи их проверенных каналов
даже в военное лихолетье он мог знать
практически обо всех важнейших событиях в
Германии, о передвижении и хранении архивных
документов, судьбах европейских художников и
искусствоведов. Если представить Кенигсберг как
раскрытую Книгу знаний, то тайные масонские
знаки, знаки каменщиков, прочитанные и
расшифрованные в нужное время и в нужный час,
могли сохранить жизнь Альфреду Роде, будь он
более внимательным. Знак опасности
(предупреждающий знак) был поставлен его
друзьями на двери его квартиры за сутки до
появления "Доррст" в Кенигсберге. Это была
"СИГ" - руна, руна - молния, перечеркнутая
поперек - знак смертельной опасности. Точно такой
же знак обнаружили исследователи на завещании
Гитлера после его самоубийства 30 апреля 1945 года.
© Сергей Трифонов, 1998, дизайн Олега Дулецкого,
размещено на узле компании ЕТайп |