left_1.gif (7591 bytes)
Сокровища подземного КёнигсбергаСергей Трифонов

www.reklama.ru. The Banner Network. Reklama.Ru

t0.gif (6615 bytes)Страсть

1939 год для Альфреда Роде - время потрясающих надежд. Германия сильна, как никогда. Война неизбежна. Предвкушение того, что со всей Европы на Германию-победительницу, а в этом не было сомнения, польются потоки произведений искусств, кружило голову искусствоведу. Какие перспективы открывались для ученого тогда, когда он познакомился с документами министра пропаганды Геббельса, в которых тот дал задание генеральному директору Берлинских музеев Отто Кюммелю подготовить список произведений искусства, которые с XV века помимо воли немцев или в результате сомнительных сделок попали в руки иностранцам. Эта фраза - "в результате сомнительных сделок" - тут же напомнила Роде историю дорогого янтарного подарка Петру 1. "Янтарную комнату мы вернем, вернем на Родину, в Кенигсберг, -сказал в 1939 году Альфред Роде своей жене, - в этом не может быть сомнений..."

Он буквально стал засыпать немецкие издания материалами о янтаре, говорил не умолкая, печатался в искусствоведческих журналах, читал лекции о нем. Благодаря его публикациям, многие в Германии впервые узнали, что в Пушкино под Ленинградом есть это немецкое чудо - Янтарная комната, которая, конечно же, по "недоразумению" и результате "сомнительных" сделок попала в Россию.

И когда немцы блокировали Ленинград, они знали, где и что нужно искать. Янтарная комната стояла одной из первых в этом списке. Причем, когда Альфред Роде узнал о том, что немецкие солдаты ее захватили, им это подавалось в публичных выступлениях и в печати, как спасение янтарного сокровища с линии огня. Наступили благословенные для доктора Роде дни, когда Янтарную комнату наконец-то доставили в Кенигсберг.

Вот что писал Альфред Роде в Мюнхенском журнале "Пантеон" в 1942 году:

"Приблизительно с середины 17-го столетия техника обработки янтаря получила новый сильный подъем. "Интимный" материал, которым по праву считается янтарь, только выигрывал в смешении стилей "рококо" и "барокко".

Самое фантастическое, что было создано с помощью техники фиксирования янтаря на серебряных пластинках, единственное и неповторимое в своем роде, это - Янтарная комната Фридриха 1, которой мы можем сегодня придать истинное первоначальное значение, после того, как она была возвращена из Царского Села и нашла свое место в замке Кенигсберга.

Фридрих 1 вскоре после своей коронации в Кенигсберге высказал первую идею - в Берлине изготовить праздничный зал и галерею из янтаря - и дал задание еще в 1701 году датскому резчику по янтарю Готфриду Вольфраму, который прибыл из Кенигсберга в Берлин, создать для Замка Шарлоттенбург янтарную галерею.

Работа живо продвигалась вперед и уже в 1707 году "была выложена большая стена в замке Шарлоттенбург", но по недосмотру была повреждена одна из панелей. Тогда Эозандер фон Гете после произошедшего скандала отстранил искусного резчика по янтарю и передал эту работу двум мастерам из Данцига Эрнсту Шахту и Готфриду Турову. Облицовка Янтарной комнаты началась в 1709 году. Однако, в Шарлоттенбурге она не была завершена, как предусматривалось по плану. Готовые и уже встроенные части были вновь демонтированы и отправлены в Берлин. Здесь в городском замке на третьем этаже в угловой комнате с окном в сад и двор замка Янтарная комната была вновь смонтирована. Здесь этой комнатой уже в 1712 году восхитился русский царь Петр Великий, который пытался достигнуть союза с Фридрихом 1 против Карла XII Шведского. Когда затем этот дипломатический союз между Россией и Пруссией в 1716 году состоялся, Фридрих - Вильгельм 1 подарил русскому царю янтарное изделие Фридриха 1, которое затем в 1717 году через Кенигсберг, Мемель (Клайпеду) и Ригу было отправлено в Петербург.

В Российской столице комната сначала была встроена в Зимнем Дворце, где располагалась до 1755 года, затем царицей Елизаветой она была перевезена в Царское Село.

Из маленького сельского местечка, которое Петр Великий после основания Петербурга в 1708 году подарил Екатерине, село в царствование Елизаветы превращается в колоссальный дворцовый комплекс, руководство по строительству которого лежало в руках итальянского архитектора графа Карло Растрелли. Под его руководством Янтарная комната или, теперь можно сказать, праздничный зал из янтаря, была выстроена итальянским скульптором и резчиком по янтарю Мартелли во дворце в Царском Селе. Мартелли закончил свою работу в 1760 году. Однако, еще в 1763 году пять кенигсбергских мастеров продолжали работать над Янтарной комнатой. Вот их имена: Фридрих и Иоханн Рогенбух, Клеменс и Хайнрих Вильгельм Фрик и Йоханн Вельпендорф. В 1830 году праздничному залу был необходим обширный ремонт, который проводил токарь по дереву Эш.

Последняя глава в этой богатой событиями истории прусского памятника культуры вписана во время жестокой войны между Германией и Россией в 1941 году. Когда немецкие войска победным штурмом проследовали через Литву, Латвию и Эстонию, и сделали укрепительный пояс вокруг Ленинграда, чтобы этот город заключить все теснее в блокадное кольцо, Царское Село (ныне г.Пушкин) оказалось расположенным на первой оборонительной линии. Дворец в Царском Селе был сильно разрушен во время бомбардировок; Большой зал был полностью взорван, окна и двери выбиты; наряду с военными разрушениями, замок был подвержен разрушениям от ветра и ненастной погоды. По заданию шефа государственных музеев два офицера -полковник доктор Пенгсен и майор доктор граф Сольмс-Лаубах, оба искусствоведы по образованию - осмотрели Царскосельский дворец и установили, что необходимо срочно спасать Янтарную комнату. В течение 36 часов был проведен демонтаж Янтарной комнаты под руководством одного унтер-офицера и 6 человек из строительного батальона. Янтарная комната была доставлена из Царского Села в Кенигсберг, где была передана администрации государственных Замков и парков (директор доктор Галь) в собрание произведений искусств г.Кенигсберга к дальнейшим заботам о ней.

Янтарная комната Фридриха 1 вернулась на свою историческую Родину, которая представляет собой единственное место в мире добычи нашего немецкого янтаря..."

Журнал "Пантеон",
Мюнхен, 1942 год.

Мы будем очень Вам благодарны, если Вы найдете возможность ответить на анкету приведённую ниже

Насколько регулярно Вы читаете наши материалы В наших материалах Вас больше всего привлекает Что Вас привлекает в личности Сергея Трифонова
в первый раз
иногда
постоянно
материалы по традиционной истории
мистика и тайны Кёнигсберга
фотоматериалы
он сам как историк-исследователь
изданные им книги
его авторская телепрограмма

© Сергей Трифонов, 1998, дизайн Олега Дулецкого, размещено на узле компании ЕТайп

АрхивНазадГлавнаяВперёд