Страсть 1939 год для
Альфреда Роде - время потрясающих надежд.
Германия сильна, как никогда. Война неизбежна.
Предвкушение того, что со всей Европы на
Германию-победительницу, а в этом не было
сомнения, польются потоки произведений искусств,
кружило голову искусствоведу. Какие перспективы
открывались для ученого тогда, когда он
познакомился с документами министра пропаганды
Геббельса, в которых тот дал задание
генеральному директору Берлинских музеев Отто
Кюммелю подготовить список произведений
искусства, которые с XV века помимо воли немцев
или в результате сомнительных сделок попали в
руки иностранцам. Эта фраза - "в результате
сомнительных сделок" - тут же напомнила Роде
историю дорогого янтарного подарка Петру 1.
"Янтарную комнату мы вернем, вернем на Родину,
в Кенигсберг, -сказал в 1939 году Альфред Роде своей
жене, - в этом не может быть сомнений..."
Он буквально стал засыпать немецкие
издания материалами о янтаре, говорил не умолкая,
печатался в искусствоведческих журналах, читал
лекции о нем. Благодаря его публикациям, многие в
Германии впервые узнали, что в Пушкино под
Ленинградом есть это немецкое чудо - Янтарная
комната, которая, конечно же, по
"недоразумению" и результате
"сомнительных" сделок попала в Россию.
И когда немцы блокировали Ленинград,
они знали, где и что нужно искать. Янтарная
комната стояла одной из первых в этом списке.
Причем, когда Альфред Роде узнал о том, что
немецкие солдаты ее захватили, им это подавалось
в публичных выступлениях и в печати, как спасение
янтарного сокровища с линии огня. Наступили
благословенные для доктора Роде дни, когда
Янтарную комнату наконец-то доставили в
Кенигсберг.
Вот что писал Альфред Роде в Мюнхенском журнале
"Пантеон" в 1942 году:
"Приблизительно с середины 17-го
столетия техника обработки янтаря получила
новый сильный подъем. "Интимный" материал,
которым по праву считается янтарь, только
выигрывал в смешении стилей "рококо" и
"барокко".
Самое фантастическое, что было создано
с помощью техники фиксирования янтаря на
серебряных пластинках, единственное и
неповторимое в своем роде, это - Янтарная комната
Фридриха 1, которой мы можем сегодня придать
истинное первоначальное значение, после того,
как она была возвращена из Царского Села и нашла
свое место в замке Кенигсберга.
Фридрих 1 вскоре после своей коронации
в Кенигсберге высказал первую идею - в Берлине
изготовить праздничный зал и галерею из янтаря -
и дал задание еще в 1701 году датскому резчику по
янтарю Готфриду Вольфраму, который прибыл из
Кенигсберга в Берлин, создать для Замка
Шарлоттенбург янтарную галерею.
Работа живо продвигалась вперед и уже
в 1707 году "была выложена большая стена в замке
Шарлоттенбург", но по недосмотру была
повреждена одна из панелей. Тогда Эозандер фон
Гете после произошедшего скандала отстранил
искусного резчика по янтарю и передал эту работу
двум мастерам из Данцига Эрнсту
Шахту и Готфриду Турову. Облицовка Янтарной
комнаты началась в 1709 году. Однако, в
Шарлоттенбурге она не была завершена, как
предусматривалось по плану. Готовые и уже
встроенные части были вновь демонтированы и
отправлены в Берлин. Здесь в городском замке на
третьем этаже в угловой комнате с окном в сад и
двор замка Янтарная комната была вновь
смонтирована. Здесь этой комнатой уже в 1712 году
восхитился русский царь Петр Великий, который
пытался достигнуть союза с Фридрихом 1 против
Карла XII Шведского. Когда затем этот
дипломатический союз между Россией и Пруссией
в 1716 году состоялся, Фридрих - Вильгельм 1 подарил
русскому царю янтарное изделие Фридриха 1,
которое затем в 1717 году через Кенигсберг, Мемель
(Клайпеду) и Ригу было отправлено в Петербург.
В Российской столице комната сначала
была встроена в Зимнем Дворце, где располагалась
до 1755 года, затем царицей Елизаветой она была
перевезена в Царское Село.
Из маленького
сельского местечка, которое Петр Великий после
основания Петербурга в 1708 году подарил
Екатерине, село в царствование Елизаветы
превращается в колоссальный дворцовый комплекс,
руководство по строительству которого лежало в
руках итальянского архитектора графа Карло
Растрелли. Под его руководством Янтарная комната
или, теперь можно сказать, праздничный зал из
янтаря, была выстроена итальянским скульптором и
резчиком по янтарю Мартелли во
дворце в Царском Селе. Мартелли закончил свою
работу в 1760 году. Однако, еще в 1763 году пять
кенигсбергских мастеров продолжали работать над
Янтарной комнатой. Вот их имена: Фридрих и Иоханн
Рогенбух, Клеменс и Хайнрих Вильгельм Фрик и
Йоханн Вельпендорф. В 1830 году праздничному залу
был необходим обширный ремонт, который проводил
токарь по дереву Эш.
Последняя глава в этой богатой
событиями истории прусского памятника культуры
вписана во время жестокой войны между Германией
и Россией в 1941 году. Когда немецкие войска победным штурмом
проследовали через Литву, Латвию и Эстонию, и
сделали укрепительный пояс вокруг Ленинграда,
чтобы этот город заключить все теснее в
блокадное кольцо, Царское Село (ныне г.Пушкин)
оказалось расположенным на первой
оборонительной линии. Дворец в Царском Селе был
сильно разрушен во время бомбардировок; Большой
зал был полностью взорван, окна и двери выбиты;
наряду с военными разрушениями, замок был
подвержен разрушениям от ветра и ненастной
погоды. По заданию шефа государственных музеев
два офицера -полковник доктор Пенгсен и майор
доктор граф Сольмс-Лаубах, оба искусствоведы по
образованию - осмотрели Царскосельский дворец и
установили, что необходимо срочно спасать
Янтарную комнату. В течение 36 часов был проведен
демонтаж Янтарной комнаты под руководством
одного унтер-офицера и 6 человек из строительного
батальона. Янтарная комната была доставлена из
Царского Села в Кенигсберг, где была передана
администрации государственных Замков и парков
(директор доктор Галь) в собрание произведений
искусств г.Кенигсберга к дальнейшим заботам о
ней.
Янтарная комната Фридриха 1 вернулась
на свою историческую Родину, которая
представляет собой единственное место в мире
добычи нашего немецкого янтаря..."
Журнал "Пантеон",
Мюнхен, 1942 год.
© Сергей Трифонов, 1998, дизайн Олега Дулецкого, размещено на
узле компании ЕТайп
|