БЕЛОРУСЫ УЖЕСТОЧАЮТ ТАМОЖЕННЫЕ ПРАВИЛА - ПРИ ТРАНЗИТЕ ТОВАРОВ И АВТОМОБИЛЕЙ БУДЕТ ТРЕБОВАТЬСЯ ЗАЛОГ
Дмитрий Пискунов


В августе, а затем в сентябре Белоруссия попыталась ввести новые таможенные правила контроля за доставкой товаров и транспортных средств, перемещаемых российскими гражданами транзитом через Белоруссию в Россию. Согласно этим правилам, при въезде в Белоруссию россияне должны вносить значительные суммы залога. Однако новшество просуществовало ровно три дня, в результате чего выявилась его полная несостоятельность. Ввод в действие упомянутых таможенных правил в очередной раз переносится - теперь на 15 октября этого года.

Хотя инормация по данному вопросу и несколько запутана, но все же можно рассказать о некоторых подробностях.

Приказами ГТК Белоруссии устанавлено, что пропуск товаров и транспортных средств через территорию Белоруссии "с целью упрощения процедур таможенного оформления товаров" (эту фальшивую фразу белорусы списали из приказов российского ГТК) необходимо производить "под таможенным надзором". Надзор подразумевает представление гарантий того, что нерастаможенные товары или ТС не останутся в Белоруссии. Из белорусского приказа: "В качестве гарантий для товаров, подлежащих доставке в Россию, принимаются декларации, подтверждающие представление финансовых гарантий таможней назначения РФ". Это, переводя на человеческий язык, означает, что владелец перевозимого товара должен заранее оплатить полные таможенные платежи по месту своего жительства (или нахождения организации). Факт оплаты должен непосредственно сообщаться по спецсвязи белорусским таможенникам.

Другим видом гарантии приказами устанавливается взимание таможенниками денежного залога. Размеры его в различных приказах упоминаются разными. В одном приказе за ввоз автомобиля с бензиновым двигателем объемом до 1500 куб.см размер гарантии составляет 6190 экю, от 1500 до 3000 куб.см - 15869 экю, свыше 3000 куб.см - 29200 экю. По другому же приказу: за новый автомобиль - 1 экю за куб.см объема двигателя, за старый - 0,3 экю.

Провоз товара через Белоруссию также не обошелся вниманием. Например, размер гарантии за транзит текстиля, трикотажа и обуви составляет 4 экю/кг, водки - 5,52 экю/л.

Однако не следует пока впадать в панику. Все это на сегодняшний день, по всей вероятности, претерпит изменения. Причина простая - как белоруссы, так и россияне неготовы к введению новых таможенных правил.

А вопросов здесь больше, чем ответов. Например, белорусы предполагают, что взимаемые ими в качестве гарантий платежи будут засчитываться российской таможней в качестве части предварительных таможенных платежей. Однако по имеющемуся опыту ждать от белорусов возврата российской стороне денег, взятых в виде залога, придется, но по всей видимости, слишком долго ждать.

Надо отметить, что чиновники из ГТК России были застигнуты врасплох белорусским таможенным почином, поскольку те заявили об нем буквально накануне 1 августа - даты введения в действие новых правил. Тогда в адрес белорусского ГТК пошли возмущенные письма с требованием приостановить процесс. В силу этого белорусы установили новый срок - 15 сентября. Но и он оказался неудачным. По истечении трех дней белорусы дали задний ход. Теперь назначен новый срок - 15 октября. Что будет дальше, посмотрим.

Что касается непосредственно Калининградской области, то наших автолюбителей белорусские таможенные нововведения практически не затронут. Автомобиль, вне зависимости от того, где он куплен, но оформленный в таможне Калининградской области, будет проезжать по Белоруссии без взимания таможенного залога. Проблемы залога возникнут лишь для тех россиян, кто будет приобретать транспортные средства в иностранных государствах и возвращаться в Россию через Белоруссию. Тоже самое можно сказать и о перемещении товаров физическими лицами в коммерческих целях.

На разворот
© АвтоРынок