ПЯТНАДЦАТЫЙ ЭТАП "ГРАН-ПРИ ЛЮКСЕМБУРГА" - ФИСИКЕЛЛА ВЫБИВАЕТ ШУМАХЕРОВ - ВИЛЬНЕВ ПОБЕЖДАЕТ
Евгений Жохов


За два этапа до окончания чемпионата мира команда "Уильямс" практически обеспечила себе победу в Кубке конструкторов. Только чудо может помешать Фрэнку Уильямсу выиграть в девятый раз командный чемпионат мира.

Представители многих команд, да и пилоты, не скупились на прогнозы перед гонкой в Нюрбургринге. Если обещания Вильнева выиграть (опять он обрел уверенность и заговорил после того, как удачно выступил на последних этапах и сократил разрыв в очках с Михаэлем Шумахером) уже стали привычными, также, впрочем, как и осторожные высказывания немецкого аса, то перед этим Гран-при вдруг "заговорил" Ральф Шумахер, собравшийся, по его словам, "произвести впечатление" на своих "домашних" поклонников: "Я очень хорошо знаю Нюрбургринг, в 1994-95 годах я пришел здесь вторым в гонках "Формулы-3", и на этот раз мне не нужны советы брата, которые он мне дает перед каждым этапом. Эту трассу я знаю лучше Михаэля". Не остался в стороне даже Мика Сало из команды "Тирелл-Форд": "Я провел одну из своих гонок в "Формуле - Форд" в 1988 году, когда праздновал победу, а Михаэль Шумахер был тогда вторым. Было бы неплохо это повторить". Ну, будем считать, что финский гонщик пошутил и не примем всерьез его высказывания, а вот Ральф действительно "произвел впечатление". Но это я уже забегаю вперед, о событиях в гонке расскажу ниже.

"Пристрелка" к Гран-при началась еще в пятницу, когда Мика Хаккинен показал самое быстрое время, а фавориты - старший Шумахер и Вильнев - заняли лишь 8-е и 12-е, соответственно, места. Канадец, правда, пообещал, что в субботу будет совершенно другая картина. В принципе, он сдержал свое слово и показал в квалификационной сессии второй результат. Первое место, а с ним и первый в своей карьере поул-позишн, завоевал финн Хаккинен на "Макларене". В прошлом Гран-при в Австрии он также был близок к поулу, но уступил его за две минуты до окончания сессии. Страшно обрадовался успеху финна и первому для команды поулу в сезоне шеф спортивного отдела компании "Мерседес-Бенц" Норберт Хауг: "Я несказанно счастлив, к тому же этот успех пришел на нашей родной земле, и я думаю, что это только начало. Мика промчался по кругу сенсационно". Михаэль Шумахер попытался в самом конце улучшить свой результат, но не смог и остался на пятом стартовом месте. Френтцен показал третье время, опередив Фисикеллу, а следом за Шумахером-старшим места заняли Култхард, Бергер, младший Шумахер, Баррикелло и Алези. После трех с лишним месяцев отсутствия в кокпите "Проста" вновь появился Оливье Панис, который, похоже, полностью восстановился после сложных переломов, и занял 11-е место на старте. Деймон Хилл не смог подняться выше тринадцатого места.

Какие же выводы можно было сделать после субботней сессии? Опять, как и в Цельтвиге, великолепны были "Макларены", достаточно уверены "Уильямсы", немного исправились после австрийского фиаско "Бенеттоны" и опять неубедительны "Феррари". "Шумахер I" (так называют его журналисты, чтобы отличать от его младшего брата "Шумахера II") выжимает в своих последних гонках из машины максимум возможного, но этого возможного ему не хватает, чтобы побеждать своих главных конкурентов. Конечно, немцу не впервой стартовать далеко не с первого места, поэтому он не терял оптимизма и на этот раз. Он даже не стал ссылаться в субботнем интервью на проблемы с балансом, про что, правда, сказал технический директор "Феррари" Росс Браун в интервью телеканалу RTL. Шумахер же не унывал и заметил, что до гонки еще ровно сутки и это время, включая ночь, зря не пропадет.

И вот наступило воскресенье. Финн впервые стартует с первой позиции и делает это блестяще, дополнительные силы ему, конечно, придало то, что Мика отмечал в этот день свое 29-летие. Как бы поддерживая командный успех, его коллега Дэвид Култхард с шестого места сумел протиснуться еще на стартовой прямой между Фисикеллой и старшим Шумахером, и вошел в первый поворот следом за Микой. А вот дальше произошло то, что стало событием номер один в этот день и что, возможно, повлияет на исход борьбы за звание чемпиона.

Стартовавший с восьмого места Ральф Шумахер мощно по правой бровке срывается с колодок, затем устремляется в поворот и обходит при этом старшего брата, а заодно и своего напарника Фисикеллу. Шумахер-старший не стал "ломиться в открытую дверь", а увидев, что итальянец перекрыл ему своим "Джорданом" путь, резко берет влево и по большому радиусу пытается войти в поворот, но здесь перед ним оказался болид Вильнева, который "проспал" старт, но за Шуми уследил и закрыл ему дорогу слева от себя. Немец тут же поворачивает направо внутрь поворота и, казалось, что его задумка удалась, и он сможет выйти из этой ситуации вплотную за "Макларенами". Но здесь разыгралась драма. Уже в повороте Фисикелла настигает Ральфа, сам при этом мчится по траве, а не по трассе, и не желая пропускать вперед молодого немца, и в то же время стремясь поставить свои колеса на асфальтовое полотно, "бодает" своего напарника (это на скорости свыше 200 км/час!). Болид Ральфа от толчка ускоряется, меняет траекторию и вылетает прямо на Михаэля (который, казалось, уже благополучно решил проблему с входом в поворот), и при этом своим левым передним колесом переезжает через правую переднюю подвеску машины старшего брата. Михаэль успел среагировать на изменившуюся ситуацию и пытался уйти от этого столкновения резким маневром влево, но уже было поздно. "Джорданы" остались на траве, а Михаэль вернулся на трассу, но через два круга он был вынужден поехать на пит-стоп в надежде быстро отремонтироваться. Механики команды сразу определили, что мелким ремонтом не обойтись, и на этом гонка для немца закончилась (а ведь это был его 100-й Гран-при), впрочем, и для обоих "Джорданов", естественно. Вообще, Нюрбургринг оказался негостеприимным для двенадцати! пилотов из двадцати двух стартовавших. В числе быстро выбывших из гонки оказались и оба "Минарди" Юкио Катаямы и Тарсо Маркеса.

После такого старта оба пилота "Макларена" захватили лидерство и постепенно стали наращивать свое преимущество и уходить все дальше от закрепившегося на третьем месте Вильнева. В лидирующей группе также оказались Баррикелло, Алези и Магнуссен. Если присутствие здесь француза не вызвало особых удивлений, то попадание обоих "Стюартов" в шестерку лидеров было неожиданным. Хаккинен несомненно хотел преподнести себе еще один подарок - впервые выиграть Гран-при - и продолжал идти во главе "тройки", опережая Култхарда почти на 9 секунд и Вильнева - на 11 после двадцать пятого круга. Еще через три круга финский пилот первым поехал на пит-стоп и гонку временно возглавил Култхард, который дождался, когда его товарищ вернется на трассу и после этого тоже поехал менять резину и заправляться. После благополучных заездов на пит-стоп (Вильнев также побывал там) "Макларены" еще больше увеличили свое преимущество. Канадский гонщик уступал финну уже около 16 секунд, а за спиной продолжали "маячить" белые "Стюарты" Баррикелло и Магнуссена, и синий "Эрроуз" Хилла, который сумел занять место Алези, уехавшего на дозаправку.

Казалось, что "Макларен" точно будет праздновать победу, если не двойную, то уж один-то из пилотов сможет дойти до финиша. Но, видимо, звезды в этот день благоволили канадцу Вильневу. Я не припомню случая, чтобы оба пилота одной команды убедительно лидировали и сошли с дистанции один за другим. Сначала на 43-м круге выбывает Дэвид Култхард из-за проблемы с мотором, а ровно через один круг и Мика Хаккинен по той же причине.

Начиная с 48-го круга, Вильнев возглавил гонку и уже до самого финиша оставался лидером. К этому времени полк выбывших пополнился японцем Шинжи Накано и Эдди Эрвайном. Получилась парадоксальная ситуация: на трассе не было ни "Феррари", ни "Джорданов", ни "Макларенов". Самым серьезным противником для "Уильямсов" были только "Бенеттоны", да и то условно. Алези сумел "втиснуться" между лидирующим Вильневым и Френтценом, но до канадца было далеко, а притязания немца Жан сумел пресечь. Ничего интересного в гонке уже не было, Вильнев даже позволил себе проигрывать преследующему его Алези по 2-3 секунды на круге, имея запас в 30-35 секунд. В зачетную шестерку сумели пробиться бразилец Диниз на "Эрроуз" и вернувшийся в гонки Оливье Панис на "Просте", на четвертом же месте закрепился Герхард Бергер. Конечно все пилоты, получившие очки, были рады, и даже трудно сказать, кто больше. Педро Диниз в такой же степени радовался своим первым в сезоне очкам, как и Вильнев победе, или Алези второму месту, или Панис - шестому.

Ну, а теперь несколько отступлений от событий на трассе и послушаем, что говорили после гонки "герои". Только выдержка профессионала помогла Михаэлю Шумахеру сохранять спокойствие, когда он отвечал на вопросы корреспондента, но это было спустя некоторое время после аварии. Сразу после нее Михаэль с совершенно отрешенным лицом прошел сквозь толпу окруживших его журналистов с камерами прямо к вагончику "Феррари" и закрыл за собой дверь. А ведь в это время гонка продолжалась, но журналисты уже не стали ее смотреть. Через пару минут сквозь охрану (они, конечно, пропустили) прошел в этот же самый вагончик Ральф Шумахер. Позже Ральф скажет журналистам, что он не виноват и брат это знает, ведь он прекрасно видел, что Фисикелла ударил Ральфа, а машина того, уже неуправляемая, ударила Михаэля. Фисикелла сказал, что гонки есть гонки и с Ральфом он уже поговорил. На вопрос корреспондентов, объяснился ли он с Михаэлем, имея в виду, что надо хотя бы извиниться, итальянец ответил: "Нет, - и после небольшой паузы добавил, - еще". К сожалению не было слышно, о чем говорили Вилли Вебер (личный менеджер братьев Шумахеров) с адвокатом Фисикеллы, но судя по их жестикуляциям, разговор был далеко не дружеским.

До конца сезона остались две гонки - в Японии и Испании, вот они и назовут имя чемпиона мира-97. Вильнев утратил лидерство 11-го мая в Монако и вот спустя четыре с половиной месяца он вновь во главе чемпионата. Конечно, лидерство сейчас нельзя сравнивать с весенним. Похоже, что канадец обрел и психологическое равновесие, что поможет ему на последних этапах. Во-первых, с него уже практически снят груз ответственности за командный успех: запас в 26 очков, который имеет "Уильямс", дает все основания быть уверенным, что и в этом году Кубок конструкторов достанется "железному Фрэнку". Теоретически, конечно, можно допустить, что "Феррари" завладеет Кубком, но для этого пилотам итальянской конюшни необходимо не просто выиграть две гонки, но набрать максимум очков. Вариантов очень много, но, подчеркиваю, только теоретических. Во-вторых, канадцу сейчас проще расчитывать свои личные варианты. Ему достаточно финишировать впереди Шумахера в японской гонке, которая состоится 12-го октября в Сузуке, чтобы завершить успешно борьбу за титул чемпиона. Но я думаю, что все-таки только последний этап назовет имя чемпиона. Хотелось бы только, чтобы борьба велась честно и не повторилась ситуация 94-го года, когда "Уильямс" применял, мягко говоря, неспортивные приемы.

Технические результаты:

48-й чемпионат мира по автогонкам в классе машин "Формула-I". 28 сентября. Пятнадцатый этап "Гран-при Люксембурга". Автодром "Нюрбургринг" (Германия). 67 кругов (305,252 км).

1. Жак Вильнев (Канада, "Уильямс-Рено") - 1 час 31 мин. 27,843 сек. (ср.скорость 200,232 км/час); 2. Жан Алези (Франция, "Бенеттон-Рено") - отставание 11,770 сек.; 3. Хайнц-Харальд Френтцен (Германия, "Уильямс-Рено") - 13,480; 4. Герхард Бергер (Австрия, "Бенеттон-Рено") - 16,416; 5. Педро Диниз (Бразилия, "Эрроуз-Ямаха") - 43,147; 6. Оливье Панис (Франция, "Прост-Мюген-Хонда") - 43,750.

Лучшее время на круге в квалификации:

Мика Хаккинен (Финляндия, "Макларен-Мерседес") - 1 мин. 16,602 сек. (рекорд трассы, ср.скорость 214,115 км/час).

Общий зачет чемпионата мира: 1. Ж.Вильнев - 77; 2. М.Шумахер - 68; 3. Х.-Х.Френтцен - 35; 4. Ж.Алези - 34; 5. Д.Култхард - 30; 6. Г.Бергер - 24; 7. Дж.Фисикелла - 20; 8. Э.Эрвайн - 18; 9. О.Панис - 16; 10-11. М.Хаккинен и Дж.Херберт - по 14; 12. Р.Шумахер - 13; 13. Д.Хилл - 7; 14. Р.Баррикелло - 6; 15. А.Вурц - 4; 16. Я.Трулли - 3; 17-19. П.Диниз, Ш.Накано и М.Сало - по 2; 20. Н.Ларини - 1.

Кубок конструкторов:

1. "Уильямс-Рено" - 112; 2. "Феррари" - 86; 3. "Бенеттон-Рено"- 62; 4. "Макларен-Мерседес" - 44; 5. "Джордан-Пежо" - 33; 6. "Прост-Мюген-Хонда" - 21; 7. "Заубер-Петронас" - 15; 8. "Эрроуз-Ямаха" - 9; 9. "Стюарт-Форд" - 6; 10. "Тирелл-Форд" - 2.

Благодарим агентства ICN и "Маркетинг и Коммуникация" за предоставленные материалы

На разворот
© АвтоРынок