КТО СТОИТ НА ПУТИ МЕСТНОГО АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ?
Проблемы "Автотора", занимающегося сборкой и выпуском Калининградского автомобиля не раз освещались на страницах СМИ. И в том, что дела у фирмы шли неважно, виновата, как следовало из публикаций, таможня. Именно она грудью встала на пути местного автомобиля в Россию и в страны Таможенного Союза. У "Автотора" намечался, как говорится, кризис жанра, а таможня продолжала упорствовать. Ей, видите ли, вынь да положь 30 процентов доли добавленной стоимости переработки на территории области. Только после этого закрытое акционерное общество "Автотор" получило бы сертификат, подтверждающий место рождения автомобиля, а поэтому и открывающий широкие двери на внутренние рынки России, Белоруссии, Казахстана и Киргызтана. Но где же было взять эти желанные проценты, если не только детали, но и целые узлы поставляются в комплектах. А процедура обычной сборки на 30 процентов никак не тянет. Сколько не обращался "Автотор" в КТУ, таможенники стояли на своем: "Не положено по правилам интерпретации" и точка. Уже в планах закрытого общества маячила представительная фигура премьера РФ В.С.Черномырдина, разрезающего ленточку на торжественном открытии производства, а проблема вывоза автомобиля из Особой экономической зоны без таможенных платежей никак не решалась. И вот в ответ на неоднократные просьбы "Автотора" Гостамкомитет направил в Калининградское таможенное управление письмо, в котором предписывал местным таможенникам при ввозе узлов и деталей, поставляемых для изготовления автомобилей на мощностях ЗАО "Автотор", классифицировать их в отдельных товарных позициях. Знатоки поймут, что при последующем декларировании готового изделия (автомобиля) произойдет, таким образом, смена кода. Теперь получить в Торгово-промышленной палате сертификат - пара пустяков. Не думай, уважаемый читатель, что это правило таможня распространила бы и на тебя, если ты вдруг вздумаешь заняться таким же делом. Это исключительное разрешение только для закрытого акционерного общества "Автотор". Правда, справедливости ради, надо сказать, что Гостамкомитет России выставил при этом определенные условия, в соответствии с которым это решение "действительно в случае выполнения графика организации производства автомобилей, ... графика ввода в действие производственных мощностей и освоения инвестиций по автосборочному производству" (из письма ГТК РФ 01-47/7352 от 21.04.97г). Такие графики были составлены автоторавцами и утверждены в таможенном комитете, но "гладко было на бумаге...". Появились ли с тех пор новые производственные мощности у "Автотора", вкладываются ли в производство определенные суммы в определенные сроки? Наверное, да. Иначе каким же образом Торгово-промышленная палата выдала 22.08.97г сертификат, подтверждающий, что 1200 авто, уже готовенькие, ждут своего отправления российским покупателям? Для непосвященных поясню. Это значит, что специалисты ООО "Соэкс-Балтия" обследовали все 1200 авто и сделали свой вывод. Он (вывод) зафиксирован, как и положено, в актах экспертизы, на основании которых и был выдан сертификат. Но таможенники (ох, уж эти таможенники!), действующие по принципу "доверяй, но проверяй", решили официально запросить "Автотор". 9 сентября 1997г. (через 18 дней после выдачи сертификата на 1200 единиц) Калининградская таможня получила такой же официальный ответ, подписанный генеральным директором г-ном Г.В.Томашевским. Из ответа следовало, что по состоянию на 9 сентября т.г. в наличии находилось готовых автомобилей и комплектов для них на 1000 единиц, а 200 комплектов еще даже и не поступили. Не верить генеральному директору оснований нет. Тогда возникает вопрос к специалистам "Соэкс-Балтия": можно ли выдавать сертификат на товары, которые еще даже не завезены из-за границы и кто ответит за выдачу "липового" сертификата? Вопросов, в этой связи, возникает много. Так или иначе у ЗАО "Автотор" снова проблемы. Уже второй месяц автоторавцам не выплачивается зарплата, а льготное оформление новой партии комплектующих таможня разрешит только после отчета о выполнении графика инвестиций. Кто виноват на этот раз? Неужели снова таможенники? А, может быть, следуя мудрому совету Михаила Жванецкого, "надо в консерватории что-то подправить"?