ШЕСТНАДЦАТЫЙ ЭТАП "ГРАН-ПРИ ЯПОНИИ"
Впервые "Гран при Японии" был проведен в 1976 году на автодроме "Фуджи", но гонка в следующем году стала последней, после которой Япония приняла чемпионат мира только в 1987 году, но уже на другой трассе в Сузуке. Трасса в Сузуке является уникальной по сравнению со всеми автодромами чемпионата мира. Ее конфигурация представляет собой цифру "8" и она имеет репутацию очень тяжелой с технической точки зрения, но в то же время достаточно быстрой. Очень часто проходящую здесь гонку называли битвой при Сузуке. Той самой битвой, в которой пленных не берут. Не раз за последние десять лет, что она входит в календарь чемпионата, трасса оправдывала свой самурайский, милитаристский характер. Гонка на Сузуке всегда была предпоследним, а потому часто решающим этапом чемпионата мира. По два раза на "восьмерке" побеждали Герхард Бергер (1987, 1991), Айртон Сенна (1988, 1993) и Деймон Хилл (1994, 1996), один раз гонку выиграл Михаэль Шумахер в 1995 году. В 1987 году на первом из проводимых на Сузуке "Гран-при Японии" Найджел Мэнселл, попав в аварию в квалификационной сессии и сломав ногу, расстался с надеждами на титул чемпиона мира - он отошел в третий раз к Нельсону Пике. В следующем году впервые становится здесь чемпионом мира другой бразилец Айртон Сенна. Но гонка для него началась драматически: стартовав с поула, он заглох и ушел в погоню только 14-м, к концу первого круга был уже 8-м, после пятнадцатого - 3-м, а на двадцать восьмом круге он обошел Проста и финишировал первым. В 1991 году на девятом круге Мэнселл, реально претендующий на титул чемпиона, ошибается на входе в поворот и вылетает с трассы, сделав Сенну трехкратным чемпионом мира. И на последнем круге бразилец великодушно пропускает вперед Бергера, отдавая тому победу в гонке. В прошлом году на этой трассе Вильнева постигла неудача - он потерял заднее колесо. Шумахер уступил победителю Хиллу лишь 1,883 секунды и опередил пришедшего на финиш третьим Хаккинена на 1,329 секунды. Плохие воспоминания о прошлогодней гонке также у Эрвайна, Сало, Диниза и Катаямы, которые завершили ее задолго до финиша, а Алези и вовсе на первом круге. Своей славой Сузука особо обязана жестоким схваткам, которые проходили дважды с участием одних и тех же действующих лиц - Алена Проста и Айртона Сенны. 22 октября 1989 года. До финиша остается шесть кругов. Впереди каравана мчатся два красно-белых "Макларена". В первом сидит Прост, во втором, который уступает меньше метра, Сенна. При таком раскладе на финише французский пилот завоевывает третий чемпионский титул. С этим, возможно, согласились бы другие гонщики, но кроме его коллеги по команде. Победа Сенны в гонке оставляла ему шансы, только шансы!, побороться за звание чемпиона на последней гонке сезона в Австралии. И вот на длинном левом повороте бразилец решается на отчаянную атаку и, максимально задержав торможение, сует нос своего "Макларена" внутрь поворота, уверенный, что француз отступит. Но Прост оказался, извините за каламбур, совсем не прост, и он выворачивает руль вправо и, тем самым, как выражаются гонщики, захлопывает калитку. Два красно-белых болида, сцепившись колесами, медленно выкатились на противоположную сторону трассы. Прост бросил взгляд на Сенну и развел руками. Бразилец схватился за голову. Француз, у которого заглох мотор, вышел из машины, Сенна же, не выходя из кокпита и отчаянно жестикулируя, заставил стюардов вытолкать его болид обратно на трассу, после чего срезал повороты по газону и ринулся в боксы. Ему заменили носовой обтекатель и он сумел вырвать победу у Алессандро Наннини на "Бенеттоне", пройдя итальянца за три круга до финиша в том же самом повороте и точно таким же маневром. Тормоза у Наннини визжали, когда он пытался не врезаться в "Макларен". После гонки решением ФИА Сенна был дисквалифицирован - ему вменили в вину сразу несколько нарушений правил, в том числе опасную езду и возвращение на трассу с посторонней помощью. Бразилец был разгневан и, не стесняясь в выражениях, сыпал обвинениями и ругательствами в адрес Проста и ФИА. Шеф "Макларена" Рон Деннис - уникальный случай - подал протест против одного из своих гонщиков в пользу другого. Иск не удовлетворили - Проста назвали чемпионом мира. 21 октября 1990 года. Сенна - по-прежнему в "Макларене", а Прост уже в "Феррари". Сенна лидирует в чемпионате с 78 очками, Прост имеет теоретические шансы стать чемпионом в случае победы в этой и в последней гонке. Бразилец стартует с поула, но он пытается уговорить комиссаров гонки перенести его положение на стартовой решетке - оно на грязной половине трассы, что лишает обладателя поул-позишн всех преимуществ. Доводы бразильца не принимаются во внимание. Прост, стартовавший со второго места, успевает войти в первый поворот (тот же самый, что и год назад) впереди Сенны. Но, чтобы стать двукратным чемпионом мира, Сенне нужно было, чтобы французский пилот не получил очков и он решается на таран: как впоследствие показали данные телеметрии, он не снял ногу с педали газа и по прямой въехал в "Феррари". Два болида замерли в тучах искр и пыли. После старта прошло менее 15 секунд. Сенна был уверен, что второй год подряд ФИА не посмеет его дисквалифицировать. Так оно и случилось. И он во второй раз стал чемпионом мира. Сенна сказал тогда: "Нет разницы, когда становиться чемпионом - через 100 метров после старта или на последнем круге". Лишь год спустя Айртон открыто признал, что то столкновение было умышленным: "Ситуация была очень зыбкой и, когда не удалось уговорить комиссаров гонки перенести поул, я дал себе слово: если Прост войдет в первый поворот раньше меня, он из него не выйдет! Я буду беспощаден. Это была моя стратегия". Я не зря так подробно остановился на событиях в двух гонках на Сузуке. В последующие годы нечто подобное происходило и при соперничестве Хилла с Шумахером, когда англичанин по принципу "сам не ам и другому не дам" выбивал немца с трассы. А ведь традиции, хоть и плохие. живучи. Как бы не хотелось повторения подобного на этот раз, когда Вильнева устроит любой вариант - от придти на финиш впереди Шумахера до вместе с ним выбывать из гонки. Кстати, такие же варианты устроят и Фрэнка Уильямса, главная цель которого - выигрыш Кубка конструкторов, хотя положение команды в зачете Кубка очень даже устойчивое. Конечно, основное внимание приковано к борьбе за титул чемпиона и претенденты уже давно определились. Но интересно также и то, кто займет третье место. После второго этапа "Гран-при Великобритании" французский пилот Жан Алези вышел на третье место в личном зачете и сказал, что он намерен сохранить за собой это место, так как считает себя третьим гонщиком в этом году. Но четыре подряд третьих места Френтцена в последних гонках дали ему возможность выйти на третье место в общем зачете и опередить француза всего на очко. Не очень далеко находится и Култхард, проигрывая Алези четыре очка. Две гонки и решат судьбу третьего призера. Хотя, если честно сказать, не имеет значения, быть третьим или, к примеру, пятым. Первый получает звание чемпиона мира, второй - вице-чемпиона, а остальных никто и не запомнит. Конечно, в этом году реально претендовать на место "рядом с солнцем" мог и Оливье Панис, но несчастный случай в Канаде лишил его возможности участвовать в семи гонках, и сейчас он может занять место лишь в конце первой десятки.СУД НАД "УИЛЬЯМСОМ"
В пятницу на прошлой неделе должны были начаться судебные слушанья по делу о смерти трехкратного чемпиона мира Айртона Сенны. Напомню, что пилот команды "Уильямс-Рено" погиб 1 мая 1994 года на трассе во время "Гран-при Сан-Марино" в Имоле. Следствие лишь весной нынешнего года завершило работу и признало вину команды и организаторов. На скамье подсудимых перед судом должны были предстать хозяин и директор команды Фрэнк Уильямс (на фото справа), технический директор Патрик Хед (на фото слева), главный конструктор Эдриан Ньюи, а также трое официальных представителей Гран-при в Имоле. Обвинение настаивает на том, что причиной смерти бразильца явилась сломанная рулевая колонка машины в результате конструктивных ошибок. Руководство же команды отрицает свою вину. Патрик Хед заявил: "Сразу после случившегося мы проанализировали показания телеметрии с машины Айртона. Увы, он совершил ошибку в пилотировании - на выходе из поворота приподнял ногу с педали газа, а заднее колесо в этот момент попало на неровность трассы..." В случае признания вины обвиняемые могут получить до 5 лет лишения свободы как виновные в непредумышленном убийстве. Однако в пятницу суд не состоялся и заседание было отложено в связи с тем, что трое главных обвиняемых из команды "Уильямс" не появились в зале суда. Через своих адвокатов Ореста Донинионо и Джузеппину Морелли они заявили, что не смогли найти подходящий для них отель в окружающем районе.ШУМАХЕР: "Я НЕ СЕРЖУСЬ"
Средства массовой информации продолжают обсуждать столкновение на трассе в Нюрбургринге братьев Шумахеров, когда Ральф ударил автомобиль своего старшего брата Михаэля и тем самым практически лишил его шансов на завоевание титула чемпиона в третий раз. Сразу после случившегося младший Шумахер сказал, что он объяснился с братом и тот все понял. Михаэль в своих бесчисленных интервью подтвердил, что он не сердится на Ральфа (надо сказать, что у братьев очень близкие и теплые отношения) и в гонках всякое может случиться, тем более, что по его мнению, тот совершенно не виноват. Шуми заявил, что он будет бороться до последнего. На состоявшейся в конце недели встрече в шефом "Феррари" Лукой ди Монтеземоло немецкий пилот и босс пришли к единому мнению, что необходимо использовать хоть малейший шанс. "А этот шанс у меня есть", - сказал Михаэль.БЕРГЕР В "ФЕРРАРИ"?
В субботу состоялась встреча ди Монтеземоло с пилотом "Бенеттона" Герхардом Бергером. Как известно, австрийский гонщик уходит из "Бенеттона" в конце сезона, но неизвестно, куда. И вот после встречи шеф "Феррари" загадочно прокомментировал: "Вполне допускаю, что Герхард может оказаться в одной команде с Михаэлем". Значит, Эрвайну укажут на дверь?БЕРНАР ДУДО В "ПРОСТЕ"
Похоже, что Ален Прост близок к осуществлению своей мечты - создать чисто французскую команду. Сейчас к руководству команды присоединился новый технический директор Бернар Дудо, и, учитывая, что техническим партнером вместо японской "Мюген-Хонды" в следующем сезоне станет "Пежо" (произошла своеобразная рокировка моторами с командой "Джордан"), то для полного комплекта надо заполнить французом вакансию второго пилота. Благодарим агентства ICN и "Маргетинг и Коммуникация" за предоставленные материалы12 октября. Сузука. Автодром "Сузука". 310,792 км (53 круга по 5869 м). Находится в 150 км от Осаки. Рекорд круга в квалификации: 1.34,700 (ср.скорость 222,919 км/ час) - Герхард Бергер (Австрия, "Макларен-Хонда", 1992 г.). Победитель в 1996 году: Деймон Хилл (Великобритания, "Уильямс- Рено") - 1 час 32 мин. 33791 сек.