ШЕСТНАДЦАТЫЙ ЭТАП "ГРАН-ПРИ ЯПОНИИ" - НЕОЖИДАННАЯ ТАКТИКА "ФЕРРАРИ" ПРИНОСИТ ШУМАХЕРУ ПОБЕДУ
Евгений Жохов


И на этот раз Сузука не обманула ожиданий, что на ней всегда происходит что-то необычное, чего не может произойти на других автодромах. Необычное явилось в виде объявленной, но спустя несколько часов замененной на отложенную, дисквалификации Жака Вильнева, но самое главное - это стратегия и тактика "Феррари", которая обеспечила победу на этапе лидеру команду Михаэлю Шумахеру, тем самым резко увеличив его шансы на завоевание чемпионского титула.

Предгоночная неделя дала большую пищу для размышлений любителям прогнозов. В стороне не остались не только заинтересованные лица (Вильнев и Шумахер), но также и другие гонщики. Деймон Хилл: "Жаку необходимо поставить все точки над "i" и стать чемпионом мира на трассе в Сузуке и не надо откладывать это дело на последний этап. Если он не станет чемпионом в Японии, то он рискует потерять возможность стать им когда-либо еще в своей карьере". Жак Вильнев: "Я знаю, что мне нужно финишировать лишь впереди Михаэля в "очковой" шестерке, но я бы предпочел сейчас об этом ничего не говорить, а поговорить об этом после гонки. Конечно, я очень хочу выиграть и могу это сделать - весь сезон я стремился только к званию чемпиона, и я жду этого". Михаэль Шумахер: "Я удовлетворен машиной, но не полностью оптимистичен относительно шансов завоевать титул. Я расцениваю их как 30 процентов против 70. Сейчас, конечно, уже нет времени для осторожности и я буду рисковать. Больше терять нечего".

Как бы в подтверждение всех высказываний субботняя квалификация началась также неожиданно: сразу после начала отсчета времени добрая половина машин сорвалась с места, включая Вильнева, Бергера, Хаккинена и других. С задержкой в полминуты выехал и старший Шумахер. Хаккинен сначала возглавил список лучших, затем по истечении получаса Вильнев показал лучшее время, а его главный конкурент долгое время занимал четвертую позицию. Затем он переместился на вторую, уступив канадцу 0,062 секунды. Удивил Эрвайн, занявший третье место. Когда до конца сессии оставалось чуть больше пяти минут, в ограждение врезался Джанни Морбиделли на "Заубере", разбив машину и повредив слегка свою руку, которая уже была у него сломана три месяца назад. Сессию остановили на десять минут. После того, как обломки убрали, пилоты шустро заняли свои места в болидах, но не Михаэль, ни Жак так больше и не выехали на трассу. Дело в том, что на Сузуке поул находится на не очень удобном месте на левой половине трассы, а первый поворот после старта ведет направо, поэтому вторая позиция на старте ничуть не хуже поула. Таким образом, Шуми и остался на втором месте. Вторую линию с Эрвайном разделил Мика Хаккинен, третью заняли Бергер и Френтцен, далее Алези с Хербертом и Фисикелла с Панисом. Ральф Шумахер не мог подняться выше 13-го места на старте, а Хилл был только 17-м.

Через час после окончания сессии комиссары гонки объявили, что Жак Вильнев дисквалифицирован за невыполнение требования желтого флага (это уже четвертое подобное нарушение правил канадцем в сезоне!) во время утренних свободных заездов и, соответственно, к гонке он не допускается. Команда "Уильямс" подала аппеляцию и после многочасового разбирательства Фрэнк Уильямс "уговорил" организаторов согласиться на "отложенную аппеляцию". Обычная аппеляция дает пилоту право участвовать в гонке, при этом завоеванные очки ему сохраняют независимо от окончательного решения. Отложенная же аппеляция означает в данном случае, что канадец может участвовать в гонке, но если судейский комитет (он должен рассмотреть вопрос в течение двух недель) отклонит ее, то завоеванные гонщиком очки снимаются. Вот почему даже в случае победы в "Гран-при Японии" Вильнев не был бы объявлен чемпионом мира. В любом случае этот вариант устроил "Уильямс". Забегая вперед скажу, что набранные канадцем 2 очка пока сохранили ему лидерство, но может случиться и так, что после заседания судейского комитета, намеченного на 22 октября, эти очки у него отберут.

На старт воскресной гонки Морбиделли все-таки не вышел. Надо отдать должное Вильневу - стартовал он отменно. Взяв сразу же резко вправо, он перекрыл Шумахеру кратчайший путь по прямой к повороту и в итоге вошел в поворот первым уже по большому радиусу. Хаккинен пристроился следом за немцем, а Эрвайн проявил на этот раз не очень свойственную ему осторожность и был только четвертым на выходе из поворота. Коллега Вильнева Френтцен сумел обойти Бергера. Вот в таком порядке шестерка лидеров ушла в гонку. Дальше началось опять необычное - Эрвайн в начале второго круга обходит очень легко Хаккинена, затем сразу же Шумахера, а еще через полтора круга и Вильнева. Только позже стало ясно, что в этом-то и заключалась тактическая хитрость Жана Тодта и пилотов "Феррари" - на первых кругах озадачить Вильнева, вырваться вперед и нарастить преимущество перед караваном. Позднее выяснилось, что план Вильнева был очень простой, если не сказать примитивный. Он стремился замедлять Шумахера и катить впереди него как можно больше болидов. К этому времени уже появилась первая жертва Сузуки - Магнуссен на "Стюарте" выбыл из гонки. Позже к нему присоединились его напарник Баррикелло, "Минарди" Катаямы (японский пилот уже объявил о завершении своей карьеры в Ф-I после "Гран-при Европы") и Маркеса, а также два "Проста" (Панис и Накано) и Сало на "Тиррелле". Особено обидно было бразильцу Маркессу, который выбыл за шесть кругов до финиша, и финну Сало - за четыре.

Уже после четвертого круга преимущество Эдди Эрвайна составляло более 5 секунд. Шумахер же в это время спокойно "отсиживался" (если можно так сказать при скорости далеко за 200) за спиной канадца. После гонки технический директор "Уильямса" Патрик Хед скажет, что "Феррари" переиграла их тактически, и бело-голубые были совершенно не готовы к такому со стороны итальянской конюшни. Скромно "наблюдавшие" за схваткой гигантов остальные пилоты решали локальные проблемы: Алези потеснил своего напарника Бергера с шестого места, а Хаккинен цепко держал свое пятое.

Ирландский пилот в красном "Феррари", следуя разработанной тактике, продолжал уходить от Вильнева, на заднем колесе которого "висел" Шумахер. После 10-го круга преимущество лидера выросло до 11,5 секунд. Тут подошло время первых заездов на пит-стопы. После 13-го круга почти все дружно стали заезжать для дозаправки (оба "Бенеттона" только поменяли резину), а Вильнев поехал заправляться только на 20-м круге и после выезда канадца на трассу произошла легкая "стычка" с Шумахером. Жак очень хотел успеть выехать на трассу раньше, чем мимо промчится немецкий ас. Успеть-то он успел, но немец все равно прошел его в повороте. После того, как и Френтцен "отметился" на пит-стопе, стала более-менее ясной ситуация в группе лидеров: Эрвайн и Шумахер впереди, следом оба "Уильямса" и на пятом месте Хаккинен. Еще не миновала половина дистанции, а уже практически полностью оправдался план Скудерии. Вопрос стоял только, когда Шумахер обойдет своего напарника, который великолепно выполнил первую часть задачи, но еще предстояла вторая и очень важная - идти следом за Шуми и в то же время блокировать канадца. И на повороте на 25-м круге Эдди любезно пропускает Михаэля вперед и приступает к реализации второй части плана. А что же остальные пилоты? Хаккинен удерживал пятое место и отражал эпизодические, и не очень опасные, атаки Алези и Бергера, Култхард шел на девятом месте, а Хилл - на двенадцатом. Абсолютно не были заметны на этот раз "Джорданы".

Теперь уже Шумахер стал увеличивать отрыв от второго "Феррари" и на середине дистанции его преимущество достигло 6 секунд. Хорошая совместная с Эдди работа! Очередные заезды на пит-стопы внесли изменения в расположение лидеров, но это все происходило уже за спиной Шумахера. Френтцен был удачливее своего коллеги и закрепился на втором месте, обойдя Эрвайна, а Вильнев пропустил вперед Хаккинена и был вынужден сдерживать "наскоки" Алези, чтобы сохранить за собой пятое место. Казалось, что гонка без особых хлопот докатится до финиша. За 13 кругов до конца Шуми опережал своего соотечественника более чем на 5 секунд, но когда до финиша осталось всего три круга, Михаэль нагнал отставшего на круг Хилла. По правилам англичанин должен был уступить дорогу беспрепятственно. Но не тут-то было. Неизвестно, какие мысли были у Деймона в голове, но он почти целый круг "не замечал" красный "Феррари" в зеркалах заднего вида. Френтцен прекрасно распорядился предоставившейся ему возможностью и мгновенно сократил отставание от Михаэля до одной секунды. Проносясь мимо наконец-то "заметившего" его Хилла, Шумахер даже погрозил тому кулаком и рванулся на последние два круга - к своей пятой в сезоне победе. Френтцен, заняв второе место, приобрел шесть очков и обеспечил команде девятую победу в Кубке конструкторов. Для Эрвайна же это третье место было в четвертый раз в сезоне. Кстати, точно в таком же порядке тройка призеров уже стояла на подиуме после "Гран-при Франции".

Шумахер, счастливый после победы, воздал должное своему напарнику за великолепное воплощение в жизнь командной задумки и назвал Эдди великим гонщиком и отличным напарником. А вот Патрик Хед назвал Вильнева после гонки "молодым дурачком". Неожиданной была реакция спортивного шефа "Мерседес-Бенца" Норберта Хауга, который потребовал, чтобы Вильнева дисквалифицировали и в японской гонке, и также в последней гонке в Испании. Вот такими страстями завершился гоночный уик-энд в Японии. Сузука осталась верна себе, там никогда не было спокойно и это подтвердилось в воскресенье.

Перед заключительным этапом Шумахер проигрывает Жаку Вильневу одно очко, но ведь может так случиться, что за 4 дня до "Гран-при Европы" Михаэль станет лидером с преимуществом в одно очко. Подождем решения судейского комитета ФИА и в последнее воскресенье октября мы узнаем имя чемпиона мира. Вопрос только в том, будет ли это новый, 26-й по счету, чемпион, или к пяти трехкратным чемпионам мира добавится шестой.

Технические результаты:

48-й чемпионат мира по автогонкам в классе машин "Формула-I". 12 октября. Шестнадцатый этап "Гран-при Японии". Сузука. Автодром "Сузука". 53 круга (310,792 км).

1. Михаэль Шумахер (Германия, "Феррари" - 1 час 29 мин. 48,446 сек. (ср.скорость 207,507 км/час); 2. Хайнц-Харальд Френтцен (Германия, "Уильямс-Рено") - отставание 1,378 сек.; 3. Эдди Эрвайн (Великобритания, "Феррари") - 26,384; 4. Мика Хаккинен (Финляндия, "Макларен-Мерседес") - 27,129; 5. Жак Вильнев (Канада, "Уильямс-Рено") - 39,776; 6. Жан Алези (Франция, "Бенеттон-Рено") - 40,403.

Лучшее время на круге в квалификации:

Жак Вильнев - 1 мин. 36,071 сек. (ср.скорость 219,925 км/час).

Общий зачет чемпионата мира: 1. Ж.Вильнев - 79; 2. М.Шумахер - 78; 3. Х.-Х.Френтцен - 35; 4. Ж.Алези - 34; 5. Д.Култхард - 30; 6. Г.Бергер - 24; 7. Э.Эрвайн - 22; 8. Дж.Фисикелла - 20; 9. М.Хаккинен - 17; 10. О.Панис - 16; 11. Дж.Херберт - 14; 12. Р.Шумахер - 13; 13. Д.Хилл - 7; 14. Р.Баррикелло - 6; 15. А.Вурц - 4; 16. Я.Трулли - 3; 17-19. П.Диниз, Ш.Накано и М.Сало - по 2; 20. Н.Ларини - 1.

Кубок конструкторов:

1. "Уильямс-Рено" - 120; 2. "Феррари" - 100; 3. "Бенеттон-Рено"- 63; 4. "Макларен-Мерседес" - 47; 5. "Джордан-Пежо" - 33; 6. "Прост-Мюген-Хонда" - 21; 7. "Заубер-Петронас" - 15; 8. "Эрроуз-Ямаха" - 9; 9. "Стюарт-Форд" - 6; 10. "Тирелл-Форд" - 2; 11. "Минарди-Харт" - 0.

Благодарим агентства ICN и "Маркетинг и Коммуникация" за предоставленные материалы

 Предыдущая статьяГлавная страница выпускаСледующая статья
© АвтоРынок