БЕЛОРУСЫ ОТКЛАДЫВАЮТ ВВЕДЕНИЕ ЗАЛОГА
О том, что белорусское таможенное ведомство решило ужесточить правила ввоза товаров и транспортных средств, приобретенных российскими гражданами за рубежом и перемещаемых в Россию через территорию Белоруссии, мы уже писали. Правда, точная дата вступления в действие новых правил постоянно переносилась: вначале называлось 1 августа, затем - 15 сентября, и наконец - 15 октября. Предполагалось, что все российские "челноки" и автовладельцы будут провозить свои зарубежные приобретения через белорусскую границу при уплате финансовых гарантий - залога. Российскому ГТК, который все это время вел переговоры с белорусскими коллегами, пытаясь уговорить их отказаться от безумной затеи, все-таки удалось добиться послаблений для россиян. В результате последней договоренности между белорусским и российским ГТК, изменения в правилах перемещения машин через территорию Белоруссии произойдут не раньше 1 января 1998 года. Но после Нового года, скорее всего, действительно появятся некоторые новшества. Идею о внесении автовладельцами залоговых сумм российское таможенное руководство даже отказалось с белорусами обсуждать - в силу ее очевидной бредовости и выполнимости. Зато предложило свой, альтернативный вариант усиления таможенного контроля за ввозимыми автомобилями. Видимо, именно этот вариант и будет принят в качестве окончательного. Итак, после 1 января все, кто планирует купить машину за рубежом, обязаны будут заблаговременно обратиться в свои региональные таможни по месту жительства и оформить так называемую "Карточку учета плательщика". В этот документ будут вписываться анкетные данные обратившегося, данные его внутреннего и заграничного паспортов, адрес постоянного проживания. Выдаваться карточка будет совершенно бесплатно. Причем второй ее экземпляр российские таможенники оставят у себя. Затем, купив за рубежом машину и возвращаясь с ней домой, полученную карточку надо будет предъявить на белорусской таможне. Белорусы, в свою очередь, впишут в нее все данные приобретенной машины (модель, цвет, серия и номер паспорта, дата выпуска, номер двигателя и т.д.) и перешлют карточку в российскую таможню, ее выдавшую. Никаких дополнительных денег автовладелец за это платить не будет - разве что за почтовые и канцелярские расходы. Добравшись до дома, автовладелец, естественно, должен будет придти в свою таможню, дабы уплатить все необходимые пошлины. Тогда-то полученную от белорусов карточку извлекут на свет божий и сравнят: действительно ли человек собирается растаможивать именно ту машину, которую ввез. Ясное дело, что тех, у кого данные карточки и данные самой предъявленной машины не совпадут, ожидают большие неприятности. Как, впрочем, и тех, кто провез машину через белорусскую границу, но как-то случайно не довез ее до российской таможни. Сейчас отрабатываются детали этого механизма. Например, пока не ясно, что делать с теми, кто уедет за границу до того момента, как начнут выдавать карточки, или с теми, кто карточку случайно потеряет. Но в любом случае такой вариант много лучше, чем вариант с уплатой залога. Пожалуй, его единственный очевидный минус - незапланированную покупку через белорусскую границу больше не провезти. Что же касается "челноков", то их, увы, российскому ГТК отстоять удалось лишь частично - в смысле избавить от обязательной уплаты залога. Тем не менее отныне российским коробейникам, провозящим товары через территорию Белоруссии, придется выбирать: либо платить на белорусской таможне все причитающиеся пошлины в полном объеме, либо добираться до родины под конвоем, да еще и выкладывать за это кругленькую сумму - примерно $1 за каждый километр пути. Впрочем, руководство ГТК РФ не исключает возможности, что и для "челноков" рано или поздно появятся учетные карточки по типу автомобильных. И тогда от необходимости оставлять деньги белорусской таможне или ехать в Россию под конвоем они будут избавлены. Достаточно будет всего лишь предъявить карточку на границе в Белоруссии. Но это - дело далекого будущего. Стоит обратить внимание и еще на один момент: если предложенный российской стороной вариант таможенного оформления автомобилей будет иметь положительные результаты, то аналогичные правила, помимо Белоруссии, возможно, начнут действовать в Киргизии и Казахстане - партнерах России по таможенному союзу. А в перспективе - кто знает, может, и на территории других государств СНГ.