ПОЧЕМУ БЫ ПРОСТО НЕ СКАЗАТЬ "ПОЕХАЛИ"?
Население Америки стареет. В стране появляется все больше пожилых и старых людей, многие из которых обременены различного рода возрастными недугами. Представители "Большой тройки" давно осознали, что производство автомобилей, сконструированных с учетом возможностей таких людей, может стать весьма выгодным бизнесом. При создании новой продукции специалисты автогигантов проводят консультации с людьми пожилого возраста и инвалидами для того, чтобы учесть их рекомендации в разработках автомобилей. Однако "Дженерал Моторс" пошел в этом направлении дальше всех. При концерне создано специальное подразделение, где вместе с конструкторами и инженерами постоянно работает группа инвалидов "Парагон" (что переводится, как "образец", а также "бриллиант весом в несколько карат и более". Англичане и американцы любят многозначные слова и умеют выбирать имена и названия). Задача группы - помочь в разработке таких конструктивных решений, которые дадут возможность управлять автомобилеи даже людям с болезнями опорно-двигательного аппарата и другими физическими недостатками. В "Парагоне" работают люди пожилого возраста, больные артритом, с ослабленным слухом или зрением, передвигающиеся в инвалидных креслах и имеющие искусственные суставы рук или ног. Возглавляет группу Поль Ульрих. Ему 61 год. В детстве Поль перенес полиомиелит и передвигается в инвалидном кресле. По его словам, сегодня в Америке насчитывается около 50 млн человек, имеющих различные физические недостатки, которые могут повлиять на их способность управлять машиной или пользоваться ею в качестве пассажира. Самую многочисленную группу - 38 миллионов - составляют люди, больные артритом. Именно с учетом рекомендаций таких людей сконструирован новый замок зажигания на панели приборов "Понтиак Гран При" 1997 модельного года. Предполагается, что его будут устанавливать на всех легковых и грузовых машинах, выпускаемых "Дженерал Моторс". Сотрудники "Парагона" также участвовали в создании нового поколения фургонов и мини-вэнов при разработке специальных приспособлений для подъема и погрузки инвалидных кресел. Группа постоянно сотрудничает и с составителями производственных стандартов. Поль рассказал, что, к его большому сожалению, рекомендации "Парагона" не всегда учитываются. Например, многие изготовители в целях сокращения текущих расходов при создании новых моделей часто используют хорошо зарекомендовавшие себя стандартные узлы старых конструкций автомобилей, в том числе тормоза, срабатывающие при нажатии на педаль. Для людей с искусственным коленным суставом это неприемлемо. Однако руководитель "Парагона" не теряет оптимизма. Он надеется, что по мере того, как современные передовые технологии, очень дорогие сегодня, будут дешеветь, перед пожилыми людьми и инвалидами откроются новые возможности. Поль считает, что одним из весьма перспективных и решающим многие проблемы является управление машиной с голоса. "Как удобно, когда не нужно поворачивать ключ в замке зажигания, а просто скажешь "поехали", и машина трогается с места", - говорит Поль, выражая надежды многих и многих соотечественников. Подтверждением его оптимизма могут служить представленные на автосалоне в Нью-Йорке несколько моделей, предназначенных для инвалидов и пожилых людей.