СЕМНАДЦАТЫЙ ЭТАП "ГРАН-ПРИ ЕВРОПЫ"
Евгений Жохов


Итак, чемпионат мира подходит к своему завершению. Так получилось, что только заключительный этап назовет имя чемпиона мира-97, хотя еще несколько дней назад существовала вероятность, что чемпион мира мог определиться досрочно.

Город и трасса в Испании с вкусным названием принимала "Формулу-I" последний раз в 1994 году. В последние годы Херес часто остается резервной трассой - так, на всякий случай. И вот этот случай настал. Напомню вкратце причину появления "Гран-при Европы" в Испании в календаре чемпионата. Заключительным этапом должна была быть гонка в португальском Эшториле, ну португальские организаторы сильно затянули со сроками переустройства трассы, которое потребовала от них ФИА. Терпеливо выждав все запланированные сроки, руководство федерации проявило решительность и объявило, что вместо "Гран- при Португалии" состоится "Гран-при Европы" в Хересе (эта гонка была официально утверждена перед началом сезона в качестве запасной). Повторилась история трехлетней давности, когда Херес выступил "палочкой-выручалочкой" и заполнил вакансию, образовавшуюся после того, как аргентинцы не смогли подготовить должным образом трассу в Буэнос-Айресе.

Достаточно много аналогий напрашивается между той, трехлетней давности, гонкой и предстоящей в ближайшее воскресенье. Три года назад ФИА особо не церемонилась: Шумахера дисквалифицировали в Сильверстоуне, отобрали уже завоеванную победу в Спа и дополнительно дисквалифицировали на две гонки подряд. Этим обстоятельством прекрасно воспользовался Деймон Хилл (выступавший в команде "Уильямс"), выигравший в отсуствие основного претендента на титул чемпиона все гонки и сокративший казалось бы большое отставание от немца (31 очко) до всего одного очка. И хотя в отличие от нынешней та гонка в Хересе не была последней, психологически она решала практически все. В прессе активно обсуждалось, сможет ли Шумахер морально выдержать удары, которые наносил Хилл своими победами, пока немецкий пилот был вынужден сидеть на "скамейке". Шумахер отбыл все дисквалификации и вернулся на гоночную трассу именно в Хересе, где уже сам нанес "мощный, нокаутирующий удар" своей победой в очном поединке на трассе, привезя англичанину почти полминуты отрыва. Практически Херес и решил судьбу чемпионства. Почему я об этом вспомнил? Да потому, что ситуация повторилась, но только своим финалом. Для того, чтобы читатель смог разобраться во всем этом, я попробую описать все происшедшее в последние дни в хронологическом порядке.

Сузука ("Гран-при Японии"). Суббота. 11 октября. 15 часов (по местному времени). Час тому назад завершилась квалификационная сессия. Комиссары гонки объявили о дисквалификации Жака Вильнева за нарушение правил (неоднократное в сезоне) - игнорирование требования желтого флага. Канадец не допущен к участию в гонке на следующий день. На счету канадского пилота уже есть "заработанная" им отложенная дисквалификация, которая в полном соответствии с правилами превратилась на этот раз в фактическое наказание. Михаэль Шумахер, показавший второй результат в квалификации, объявлен стартующим с первого места.

Сузука. Суббота. 15.30. Команда "Уильямс-Рено" подает апелляцию на решение судей в надежде оттянуть время и дать Вильневу возможность принять участие в гонке. Ведь апелляцию за один-два дня не рассмотрят. А в случае, если канадец опередит Михаэля в гонке, он станет чемпионом мира, и гонка в Хересе уже не будет иметь никакого значения.

Сузука. Суббота. 17.30. Судейский комитет ФИА выносит "соломоново решение". Канадца допускают к гонке (все-таки у Фрэнка Уильямса очень сильно влияние в руководстве федерации и "Формулы-I"), но с условием "отложенной апелляции", то есть, вопрос о дисквалификации будет решаться только 21 октября в Париже. В случае подтверждения наказания все очки, которые канадец заработает в гонке, у него будут отобраны.

Сузука. Воскресенье. 12 октября. 14.40. Михаэль Шумахер побеждает в гонке, а Вильнев занимает пятое место и получает два очка. С этими двумя очками канадец сохраняет пока за собой первое место, опережая Михаэля на одно очко.

Оксфордшир (Великобритания). Понедельник. 13 октября. Жак Вильнев заявляет, что он уверен в том, что его лишат двух очков и тут же расписывает сценарий исхода последней гонки в Хересе: "Я опасаюсь агрессивной тактики "Феррари" и ее обоих пилотов. Думаю, что Михаэль или Эдди (Эрвайн - прим.авт.) выбьют меня в этом случае с трассы. Если я не стану чемпионом мира, то, возможно, вернусь обратно в "Индикар".

Конечно, не пристало так говорить претенденту на корону. Но чемпион мира-95 в серии "Индикар" вещает с таким апломбом, как будто он уже имеет за спиной и звание чемпиона мира в Ф-I. Хотя, выражаясь фигурально, между "Индикаром" и "Формулой-I" такая же пропасть, как между "Запорожцем" и "Мерседесом".

Немецкий пилот никак не комментирует ситуацию. Хотя и мог бы - все-таки двукратный чемпион мира в Ф-I! Даже перед гонкой в Японии он не позволял себе подобных намеков. Михаэль заявил только, что "после победы на Сузуке он оценивает свои шансы уже как 50:50" (перед гонкой его прогноз был 30:70).

Мюнхен. Среда. 15 октября. Президент ФИА Макс Мосли заявил журналистам, что он посоветовал Фрэнку Уильямсу отказаться от апелляции, которую его команда подала в прошлую субботу после объявления дисквалификации Вильнева. "В случае разбора апелляции, - сказал всемогущий шеф ФИА, - Вильнев может не только потерять эти два очка, но, более того, рискует быть вдобавок дисквалифицирован и на последнюю гонку "Гран-при Европы". Этого можно избежать и тогда Вильнев лишь потеряет заработанные в Японии очки. Но только в том случае, если Фрэнк Уильямс отзовет апелляцию". В общем, Мосли довольно прозрачно намекнул, что 21 октября в Париже Михаэль Шумахер может стать чемпионом мира, так как вопрос о дисквалификации канадского гонщика, и не только в японской гонке, уже предрешен.

Лондон. Четверг. 16 октября. Фрэнк Уильямс принял к сведению столь авторитетный совет. Команда "Уильямс-Рено" обратилась официально через Королевский автомобильный клуб в Международный апелляционный суд с просьбой отозвать свой протест по поводу "Решения N 7", принятого во время "Гран-при Японии", о дисквалификации первого пилота команды. Спортивный отдел ФИА не выступил против этого отзыва и он был принят апелляционным судом. Это значит, что решение об исключении результата Вильнева из итогового протокола Гран-при является окончательным. Конечно же, у команды "Уильямс" исключили также два очка, но это никак не повлияло на итоги зачета Кубка конструкторов.

Лондон. Пятница. 17 октября. Жак Вильнев заявил журналистам: "Наконец-то все стало ясно. Теперь судьба чемпионского титула зависит только от нас. Опасаюсь только провокации со стороны Шумахера. Было бы несправедливо, если чемпион определится подобным образом".

Маранелло. Пятница. 17 октября. Двукратный чемпион мира сказал журналистам сразу после того, как стало известно об отзыве апелляции "Уильямса": "Я удовлетворен, что вопрос о дисквалификации Вильнева решился достаточно благополучно для него и я рад, что Жак будет участвовать в последней гонке. Я очень хотел, чтобы чемпион мира определился на гоночной трассе, а не за "зеленым столом". На следующий день Михаэль Шумахер позволил себе тоже обменяться "любезностями" с командой "Уильямс": "У меня вызывает опасение, что мой соотечественник Х.-Х.Френтцен может попытаться блокировать меня в последней гонке, чтобы помочь своему первому пилоту. Нет сомнений, что Жак будет вести честную борьбу, но его одноклубник Хайнц-Харальд может выступить в роли "разменной монеты".

Таким образом, ситуация в личном зачете изменилась, хотя это и предполагалось с большой долей вероятности. Теперь уже Михаэль Шумахер опережает Вильнева на одно очко и он уже "заказывает музыку". У команды "Уильямс" есть все основания нервничать, когда у нее еще живы воспоминания об австралийской гонке в Аделаиде в 1994 году. Тогда Шумахер опережал пилота "Уильямса" Деймона Хилла также на одно очко перед последней гонкой сезона. Но англичанин, не совладав с нервами, врезался в машину немца. В итоге оба выбыли из гонки и Михаэль впервые стал чемпионом мира.

Пружина интриги нынешнего чемпионата закручена до предела и интерес к последнему Гран-при неимоверен. Тем более, что условия гонки довольно-таки сложные. Сама трасса, конечно, не подарок. Крайне замысловатая, узкая, грязная и скользкая. Обгон очень и очень затруднен, практически невозможен. Поэтому огромное значение имеет хорошее место на старте, но самое главное - хороший старт и правильно выбранная тактика пит-стопов. Если вернуться к той самой дуэли Шумахер-Хилл в Хересе в 1994 году, то немец стартовал с поула, но первым в поворот вошел английский пилот (Шумахер тронулся чуть раньше времени и, боясь наказания за фальт-старт, нажал тормоз, то есть остановил машину в тот момент, когда надо было уже давить на акселератор). Впрочем, Хиллу это не помогло и после финиша он даже признался, что Михаэль провел классную гонку.

Небезынтересен еще такой факт. "Гран-при Европы" проводился всего семь раз на четырех трассах. Только Шумахер сумел дважды победить, в остальных случаях у этой гонки были разные победители, причем, кроме Вильнева (1996, Нюрбургринг), только чемпионы мира: Нельсон Пике (1983, Брэндс Хэтч), Ален Прост (1984, Нюрбургринг), Найджел Мэнселл (1985, Брэндс Хэтч), Айртон Сенна (1993, Донингтон), Михаэль Шумахер (1994, Херес и 1995, Нюрбургринг).

БЕРГЕР УХОДИТ ИЗ Ф-I

В пятницу произошло событие, которое, правда, ожидалось. За три дня до того австрийская газета "Курьер" опубликовала сообщение, что Герхард Бергер сделает официальное объявление о своем уходе из Ф-I. И вот австрийский ветеран объявил, что после гонки в Хересе он намерен взять перерыв и отдохнуть от гонок. Но он не исключает возможности вернуться когда-нибудь в будущем. 38-летний пилот "Бенеттона" не стал возобновлять свой двухлетний контракт с командой и не нашел подходяшей для себя команды на 1998 год. За свою 14-летнюю карьеру пилота Ф-I австриец стартовал в 209 Гран-при (Херес будет 210-м), одержал 10 побед и имеет 12 поулов. Всего за карьеру набрал 382 очка - седьмой результат в истории Ф-I. Шесть сезонов Герхард провел в команде "Феррари", по три - в "Макларене" и "Бенеттоне", по одному в начале своей карьеры - в "АТС" и "Эрроуз". Лучшее достижение в чемпионате пилотов - третий призер в 1988 и 1994 годах в команде "Феррари". Свой уход Бергер объясняет тем, что он нуждается в отдыхе: "Я очень устал и истощен. Хочу посвятить себя своей семье (жена и три дочери - прим.авт.). Конечно, нелегко уходить. Возможно, я буду гоняться в будущем, если будут интересные предложения. Пока мне необходимо пожить немного без спорта".

Благодарим агентства ICN и "Маркетинг и Коммуникация" за предоставленные материалы

26 октября. Херес-де-ла-Фронтера. Автодром "Херес". 305,532 км (69 кругов по 4428 м).

Рекорд круга в квалификации: 1.18.387 (ср.скорость 193,716 км/ час) - Айртон Сенна (Бразилия, "Макларен-Хонда", 1990 г.).

Победитель в 1994 году: Михаэль Шумахер (Германия, "Бенеттон-Форд") - 1 час 40 мин. 26,689 сек. (ср.скорость 182, 532 км/час).

 Предыдущая статьяГлавная страница выпускаСледующая статья
© АвтоРынок