ЗАЧЕМ ДВИГАТЕЛЮ МАСЛО? Масло смазывает
Журнал "Auto Swiat", N 24/96, Польша, Перевод Евгения Буковского


Когда автомобильный двигатель не работает, масло находится в картере. Все подвижные элементы: поршни, кольца, вал, распредвал и другие детали находятся в сухом состоянии. После того, как мы поворачиваем ключ зажигания и запускаем двигатель, то несколько первых секунд он работает всухую, прежде чем маслояный насос начнет перекачивать масло. Сколько это длится? От 3 до 7 секунд в зависимости от конструкции двигателя и его размеров. Наиболее подвержен опасности в это время распределительный механизм, который отдален от маслосборника. В момент запуска, т.е. работы всухую, возникает наибольший износ всех трущихся металлических частей, контактирующих между собой. Исследования показали, что за эти несколько "сухих" секунд двигатель изнашивается так, как если бы он нормально работал на протяжении нескольких сот километров езды!

Во время работы двигателя на движущихся контактирующих между собой элементах появляется масляная пленка толщиной в несколько микрон (тоньше волоса). Эта тоненькая прослойка масла выполняет необыкновенно важную задачу: уменьшает трение совместно работающих элементов, снижает температуру, которая возникает в месте трения, выдерживает высокое давление и скорость. Само по себе масло не обеспечило бы нормальной смазки без разного рода присадок.

Масло отводит тепло

Для этого в двигателе всегда находится масла больше, чем необходимо для нужд только смазки. Если бы не эта необходимость отвода тепла, автомобильному двигателю было бы достаточно только от 0,5 до 1,0 литра масла. А так ему необходимо иметь в своем распоряжении от 3 до 5 литров масла, которое, циркулируя в трущихся системах отводит лишнее тепло. Некоторые двигатели имеют для этой цели даже специальные маслоохладители.

Масло также герметизирует

Благодаря вязким качествам масла происходит герметизация работающих совместно элементов, например, поршневых колец и цилиндров. Каждый такой элемент должен иметь возможность скользить с определенным зазором, который, с точки зрения эффективной работы двигателя, нежелателен. И именно масло позволяет уменьшить зазоры между частями двигателя, обеспечивая в то же время их смазку.

Масло защищает от коррозии

Важной функцией масла в двигателе являются его антикоррозийные свойства. Внутри двигателя детали работают в очень неблагоприятных условиях, испытывая высокую температуру и действия продуктов сгорания топливо-воздушной смеси, которые способствую химической коррозии. Присадки, находяшиеся в масле, препятствуют возникновению коррозии двигателя, а также удаляют продукты его жизнедеятельности.

Кто определяет, какое масло должно быть использовано в двигателе?

Ответ - конструктор двигателя. Он знает, какие процессы происходят в нем, какие нагрузки он испытывает, какая максимальная температура будет сопровождать его работу и сколько масла ему потребуется. Конструктор определяет свойства этого масла, а также, что особенно важно, как часто это масло надо заменять. Поэтому всегда следует точно исполнять рекомендации производителя двигателей.

 Предыдущая статьяГлавная страница выпускаСледующая статья
© АвтоРынок