СЕМНАДЦАТЫЙ ЭТАП ГРАН-ПРИ ЕВРОПЫ - ЖАК ВИЛЬНЕВ СТАНОВИТСЯ ЧЕМПИОНОМ МИРА
Город с вкусным названием Херес встретил пилотов великолепной погодой - тепло и сухо. Весь гоночный уик-энд температура воздуха была 22-23ОС. Конечно, основное внимание было приковано только к двум действующим лицам - Вильневу и старшему Шумахеру. Как правило, результаты тренировочных заездов в пятницу еще не показатель того, что произойдет во время квалификации или во время самой гонки. И так вам скажет любой гонщик и любой менеджер команды. Однако в раскаленной атмосфере последнего Гран-при сезона, по результатам которого определится чемпион мира, любой шаг и любое движение каждого из претендентов тщательно анализируется. На свободных заездах в пятницу блистали Панис и Хилл. Вильнев был третьим, а его конкурент Шумахер показал лишь девятое время. Но все понимали, что большинство козырей команды "Уильямс" и "Феррари" откроют лишь в субботу во время квалификационной сессии. Суббота не обманула ожиданий, даже, более того, преподнесла своего рода сенсацию. Я не могу ручаться за все 47 предыдущих чемпионатов мира, но в последние 10 лет точно не было такого, чтобы три (!!!) пилота показали абсолютно одинаковое лучшее время - 1.21.072. Сначала этот результат выдал Вильнев, затем спустя 20 минут Шумахер повторил его, а за 10 минут до окончания сессии Френтцен останавливает секундомер точно на тех же цифрах. Места на старте были распределены согласно правилу о меньших затраченных кругах. Шумахера, наверное, устраивало второе место, потому что в последние 10 минут он уже не выезжал на трассу, а только внимательно наблюдал на экране монитора за перепетиями на трассе. Увидев, что Френтцен повторил их с Вильневым время, Михаэль даже засмеялся. Следующие места заняли Хилл (для него это был почти что подвиг), Хаккинен, Култхард и Эрвайн. Не считая примкнувшего Хилла, в первой семерке на старте оказались все пилоты "Уильямса", "Феррари" и "Макларена". Ситуация особенно сильно накалилась, когда после завершения квалификационной сессии Вильнев подбежал к еще сидящему в своей машине Эдди Эрвайну и заявил, что тот намеренно его замедлял. Стартовая расстановка первых двух пилотов напомнила ситуацию в японском Гран-при. Тогда Вильнев со старта перекрыл путь Шумахеру, подставляя свою машину под удар, как бы приглашая: "Бей меня!" (в той гонке канадцу был выгоден обоюдный сход с дистанции). На этот раз Вильнев было рванул по диагонали направо, но был очень замедлен и отвернул быстро влево от Шумахера, который по прямой пошел вперед и вошел первым в поворот. Пока Вильнев караулил немца, второй немец Френтцен (напарник Вильнева по команде) обошел своего первого пилота в повороте и пристроился следом за Шумахером. Хаккинен и Култхард таким же тендемом, как и стояли на старте, обходят Хилла и оттесняют его на шестое место. После завершения первого круга Шумахер выигрывал у Френтцена почти 2 секунды. В таком порядке лидирующая шестерка (седьмым все время шел Эрвайн) прошла десять кругов. И Френтцен решил, что уже настала пора уступить свое второе место Вильневу, что он успешно и сделал. Тут наступила очередь первому сходу с дистации - жертвой оказался Педро Диниз на "Эрроуз". Прошло еще десять кругов - расстановка у лидеров не изменилась, но Шумахер оторвался от Вильнева более чем на 5 секунд, а канадец опережал преследующую его группу на 10-12 секунд. К 22-му кругу Михаэль увидел, что он уже догоняет круговых (им оказался бразилец Тарсо Маркес на "Минарди") и, быстро сообразив, решает уйти на пит-стоп. Вильнев возглавил гонку, но тут же уперся в бразильца, отставшего на круг, и, поняв безнадежность своих попыток, канадец также поехал на пит-стоп. Как выяснилось позже, именно работа команд, вернее быстрота обслуживания, в конечном итоге повлияла на итоги гонки. На первом пит-стопе Шумахер проиграл Вильневу 1,3 секунды (даже Эрвайна команда обслужила на полсекунды быстрее, чем Шумахера - вот в чем парадокс!), но в гонке он отыграл упущенное время. Здесь получилась интересная ситуация: Френтцен еще не менял резину и шел во главе гонки, опережая Шумахера на секунду, а того преследовал Вильнев. И комменаторы RTL, не удержавшись от соблазна выразиться образно, сказали, что Шуми едет в сэндвиче под названием "Уильямс". Но вот и Френтцен "отметился" на пит- стопе, и Михаэль уверенно повел гонку. К этому времени Култхард поменялся местами со своим напарником Хаккиненом и стал преследовать Вильнева, а Френтцен сумел закрепиться только на пятом месте, опережая на секунду с небольшим Эрвайна. На 30-ом круге выбыл Баррикелло, но он никак не влиял на расстановку сил в группе лидеров, и его сход был практически незаметен, так же впрочем как и Ральфа Шумахера с Хиллом. А вот что касается Михаэля Шумахера, то здесь разговор особый и чуть ниже. На 43-м круге двукратный чемпион мира поехал на свой второй и последний пит-стоп, и опять безобразная работа команды - 9,4 секунды. Круг спустя на пит-стопе Вильнев - 8,3. Опять разница больше секунды! Как выяснилось спустя пять кругов, эта секунда стала роковой. На 48-м круге канадский пилот почти догнал Шумахера, но ничего страшного, казалось, не было - немец, как говорится, контролировал ситуацию и спокойно стал входить в поворот. Вильнев же сунул нос своего болида внутрь поворота по правой бровке, и в этот момент Шумахер повернул руль вправо (поворот-то был правый) и своим передним колесом ударился в подставленный бок "Уильямса". Вильнев как ни в чем не бывало поехал дальше (бок его машины выдержал), а вот "Феррари" Шумахера силой удара "Уильямса" была выброшена на гравий с поврежденной подвеской. Таким образом задача Вильнева упростилась до предела: в течение оставшихся до финиша 20-ти кругов ему надо было только удержаться в лидирующей шестерке. На второе место перешел Култхард, опережая Хаккинена на полсекунды, следом мчались Эрвайн, Бергер и Френтцен. Оба "Макларена" затеяли нешуточную схватку за право быть вторым (как показалось поначалу), но только за три круга до финиша финский пилот обошел своего шотландского напарника и вышел на второе место, проигрывая Вильневу пару секунд. На последнем круге Вильнев, уверенно лидируя, демонстративно отодвигается далеко в сторону, давая возможность и Хаккинену, и Култхарду выйти вперед. Что это было? Великодушие нового чемпиона мира или знак благодарности? За что? Вполне возможно за то, что оба "Макларена" надежно прикрыли тылы канадца от Эрвайна, который после схода своего напарника шел долгое время по дистанции на четвертом месте и мог в свою очередь "подставиться" под Вильнева. В итоге Мика Хаккинен выигрывает первый в своей карьере Гран-при, а Вильнев, получив четыре очка, становится чемпионом мира - 26-м по счету за 48 лет проведения чемпионатов мира. На подиуме из троих призеров бурно радовались только двое. Догадались кто? Да, Хаккинен (понятно - первая победа) и Вильнев. Но очень грустный стоял Дэвид Култхард... Для Италии, конечно, было трагедией происшедшее в Испании. В Маранелло, где базируется штаб-кварита "Феррари", десятки тысяч людей следили за борьбой на этапе по громадному экрану, установленному на центральной площади города. Кому не хватило места на земле, сидели на деревьях и на крышах домов. И как плакали эти люди, когда их любимец Михаэль выбыл из гонки... Плакал даже священослужитель (к сожалению, я не очень понимаю в иерархии католической церкви и не могу точно назвать его сан) в достаточно солидном головном уборе. После гонки, конечно, не осталось без внимания столкновение Шумахера с Вильневым. Комисары гонки внимательно просмотрели видеозапись этого момента и не нашли умысла в действиях обоих пилотов, а следовательно и не предъявили к ним никаких претензий. Определили, что это было неумышленное гоночное столкновение. Вильнев же сказал после финиша: "У меня появился шанс пройти Шумахера в повороте, но я так долго был сзади, что, по моему мнению, Михаэль был удивлен моему маневру, - и добавил. - Либо у Михаэля были закрыты глаза, когда он входил в поворот, либо его руки скользнули по рулевому колесу". Вот так завершился сезон 1997 года. Конечно, еще предстоит анализ и подробное подведение итогов. Можно только добавить, что 26-летнему канадцу удалось сделать то, о чем мечтал его отец Жиль Вильнев, который много лет был пилотом "Феррари" и погиб в алом комбинезоне на гоночной трассе.Технические результаты:
48-й чемпионат мира по автогонкам в классе машин "Формула-I". 26 октября. Семнадцатый этап "Гран-при Европы".Херес-де-ла-Фронтера. Автодром "Херес". 69 кругов (305,532 км).
1. Мика Хаккинен (Финляндия, "Макларен-Мерседес") - 1 час 38 мин. 57,772 сек. (ср.скорость 185,240 км/час); 2. Дэвид Култхард (Великобритания, "Макларен-Мерседес") - отставание 1, 654 сек.; 3. Жак Вильнев (Канада, "Уильямс-Рено") - 1,802; 4. Герхард Бергер (Австрия, "Бенеттон-Рено") - 1,919; 5. Эдди Эрвайн (Великобритания, "Феррари") - 3,789; 6. Хайнц-Харальд Френтцен (Германия, "Уильямс-Рено") - 4,537.Лучшее время на круге в квалификации:
Жак Вильнев, Михаэль Шумахер, Хайнц-Харальд Френтцен - 1 мин. 21,072 сек. (ср.скорость 196,625 км/час). Итоги чемпионата мира: 1. ЖАК ВИЛЬНЕВ - 83; 2. Михаэль Шумахер - 78; 3. Дэвид Култхард - 36; 4. Хайнц-Харальд Френтцен - 36; 5. Жан Алези - 34; 6. Герхард Бергер - 27; 7. Мика Хаккинен - 27; 8. Эдди Эрвайн - 24; 9. Джанкарло Фисикелла - 20; 10. Оливье Панис - 16; 11. Джонни Херберт - 14; 12. Ральф Шумахер - 13; 13. Деймон Хилл - 7; 14. Рубенс Баррикелло - 6; 15. Александер Вурц - 4; 16. Ярно Трулли - 3; 17-19. Педро Диниз, Шинжи Накано и Мика Сало - по 2; 20. Никола Ларини - 1. Ни одного очка не набрали Юкио Катаяма, Йос Ферстаппен, Ян Магнуссен, Джанни Морбиделли, Норберто Фонтана, Тарсо Маркес.Кубок конструкторов:
1. "УИЛЬЯМС-РЕНО" - 125; 2. "Феррари" - 102; 3. "Бенеттон-Рено"- 67; 4. "Макларен-Мерседес" - 63; 5. "Джордан-Пежо" - 33; 6. "Прост-Мюген-Хонда" - 21; 7. "Заубер-Петронас" - 16; 8. "Эрроуз-Ямаха" - 9; 9. "Стюарт-Форд" - 6; 10. "Тирелл-Форд" - 2; 11. "Минарди-Харт" - 0. Благодарим агентства ICN и "Маркетинг и Коммуникация" за предоставленные материалы