АНГЛИЙСКИЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ - ПЕРЕНЕСТИ НА УЛИЦЫ РОДНОГО ГОРОДА
Подготовил Дмитрий Пискунов


Недавно из Англии вернулась группа калининградских специалистов по организации дорожного движения, проходивших обучение в рамках программы, финансируемой Европейским Союзом. В этой группе находился и начальник отдела по организации дорожного движения ГАИ Калининградской области Анатолий Иванович Давиденко. С ним я и встретился, чтобы обсудить вопросы, непосредственно касающиеся животрепещущих проблем нашего города. То, что пришлось услышать, оказалось довольно интересным для меня и, думаю, будет небезразличным и для всех калининградцев. Ведь изменения, которые планируются внести в организацию дорожного движения будут производиться, вероятно, с учетом приобретенного опыта на примере английского города Саутгемптона. Вот что рассказал Анатолий Давиденко.

Проблемами организацией дорожного движения в старой доброй Англии занимаются весьма обстоятельно. Перед тем, как принять решение о введении каких-либо изменений городские власти обращаются к общественности с просьбой высказать свои мнения и предложения. Вот один из примеров: на остановке общественного транспорта висит плакат с просьбой дать свои предложения по строительству велосипедной дорожки на определенной улице города.

Без учета общественного мнения решения по организации дорожного движения не принимаются. Конечно, может случиться, что мнения специалистов и общественности разойдутся. Тогда решают федеральные власти. Министерством транспорта назначается представитель, который и рассматривает эти вопросы. Он повторно проводит слушания специалистов и общественности. В обсуждении участвуют разные организации, такие, например, как хартия пешеходов, велосипедистов, пассажиров и т.д. В Англии даже есть закон: до принятия решения с ним должна обязательно ознакомитья общественность. Цель такого подхода очевидна: вовлечь всех в планирование города, его транспортной инфраструктуры и получить одобрение населения.

Анатолий Давиденко показал объемный документ под названием "Транспортная стратегия Саутгемптона, перспективы развития центра города". Речь там шла о небольшом городе в Англии с населением 230 тысяч челловек.

В этом документе определялась особая стратегия по отношению к центральной части города, а предназначался он для доведения до сведения не только чиновникам, но и каждому жителю города, организации, предприятия. Вот как там были сформулированы основные задачи:

- сократить использование автомобилей в городских поездках в центре города, чтобы люди ходили пешком, ездили на велосипедах или на общественном транспорте;

- уменьшить уровень движения личных автомобилей в центре;

- обеспечить улучшенный доступ в центр города особенно пешеходов, велосипедистов и общественного транспорта.

- обеспечить удобное и привлекатьельное движение в центре города для всех групп;

- обеспечить, чтобы торговые центры оставались живыми и процветающими, чтобы к ним можно было добраться легко, удобно, надежно, комфортно, безопасно и за приемлемую стоимость;

- вовлечь всех людей в планирование центра города;

- достичь обобрения всех людей предложенной транспортной стратегии.

В документе есть и плановые показатели (кстати, англичане с успехом переняли от нас плановое ведение хозяйства):

- планируется уменьшить число погибших и раненых в результате ДТП к 2000 году на две трети;

- уменьшить количество долговременных стоянок транспорта в центре города до 2020 года на 15% и обеспечить нужное количество паркингов за городом, совмещенных с автобусными маршутами;

- увеличить длину велосипедных дорожек;

- уменьшить число поездок личных автомиобилей в центр города до 65% к 2005 году;

- увеличить число поездок в центр города на общественном транспорте до 30% к 2005 году.

Чтобы выполнить все эти задачи соответствующие службы в Англии занимаются изучением потребностей людей в различных транспортных услугах.

А какие способы применяют англичане для разгрузки центра города?

Один из приемов - организация паркингов за городом с обязательным курсированием автобусов в центр города. Причем уплатившие за паркинг освобождаются в этот день от платы за проезд в центр и обратно.

Надо заметить, что паркинги в Англии на несколько сотен автомобилей в центре города себя не оправдали. Дело в том, что они привлекают в центр большое количество автомобилей, что еще в большей степени усугубляет там транспортную проблему.

Разгрузке центральной части города способствует и введение платных стоянок. Это позволяет существенным образом регулировать движение транспорта. Кстати, англичане считают, что паркинги в центре города должны быть муниципальными. Тогда можно осуществлять нужную политику цен.

Что касается Калининграда, если процесс развития дорожного движения сегодня не регулировать, то на наших улицах вскоре возникнут крупные заторы, пробки, повысится аварийность. Не учитывать опыт, имеющийся в западных странах, было бы сейчас весьма неразумно.

На что же нам ориентироваться? Как считает Анатолий Давиденко, во-первых, надо дать приоритет движению транзитного транспорта. Ведь улица предназначена именно для транзита транспорта - это ее основное назначение. Нужно постараться защитить эти интересы улицы.

Во-вторых, следует решить вопрос с разгрузкой центра города. Сейчас в Калининграде на 1000 жителей приходится около 260 автомобилей. И если вся эта неуправляемая лавина ринется в центр грода, то движение будет парализовано. Центр города должен быть каким-то образом защищен. Политика введения платных стоянок в центре является правильной. Тем самым на денежной основе определяется, кто допускается в центр, а кто нет. Говорить о том, что парковка должна быть бесплатной, особенно в центральной части города, - такой вопрос не должен даже обсуждаться. Сейчас у нас проходит эксперимент по введению платных парковок. Но одно упущено: надо ознакомить общественность с принятыми решениями, вместе сесть за стол переговоров, по доброму решить, какой должен быть наш город, какие должны быть стоянки, будут ли они кому-нибудь мешать, пойти ли на ущемление чьих-либо прав и и интересов.

Но все это нам в новинку, мы сначала сделаем, потом начинаем испытывать прессинг со стороны людей из-за того, что мы что-то ввели, ни с кем не посоветовавшись. Вот это у нас есть, к сожалению. Но от этого надо уходить. А то, что делает мэрия, мы со стороны областного ГАИ поддерживаем.

 Предыдущая статьяГлавная страница выпускаСледующая статья
© АвтоРынок