ДНЕВНИК ЧЕМПИОНАТА МИРА-97
Евгений Жохов


Официально завершился чемпионат мира в этом году. Но... остаются вопросы, особенно в связи с событиями на последнем этапе - "Гран-при Европы" в Хересе.

Предлагаю читателям вспомнить кратко хронологию. Шесть пилотов становились победителями Гран-при: семь этапов выиграл Вильнев, пять - старший Шумахер, два - Култхард, по одному разу победили Бергер, Френтцен и Хаккинен. Для немецкого и финского пилотов эти победы были первыми в Ф-1. Итак...

Март. Открытие сезона на трассе в Мельбурне было омрачено неприятным событием - за восемь дней до начала "Гран-при Австралии" неизвестные вандалы разлили около 200 литров дизельного топлива на гоночной трассе. А за два дня до проведения свободных заездов перед боксами команд состоялась демонстрация под лозунгами "Спасите парк!" (таким образом австралийские защитники природы выражали свой протест против изменений в Альберт-парке). Хотя и не было прямой связи, но во время гоночного уик-энда состоялась 48-часовая забастовка работников общественного транспорта, которая парализовала весь транспорт в трехмиллионном городе. На первом этапе состоялся дебют в Ф-1 сразу четырех пилотов: Ярно Трулли, Ральфа Шумахера, Шинжи Накано и Винченцо Соспири, для последнего, правда, дебют завершился уже в субботу квалификационной сессией, когда пилот "Лолы" не выполнил норматив (также как и его напарник Рикардо Россет). Через несколько дней команда "Лола" объявила о снятии с чемпионата мира.

Стартовавший с поул-позиции Жак Вильнев на первом круге столкнулся с Джонни Хербертом и Эдди Эрвайном. Также на первом круге, но уже из-за неисправности в машине, выбыл проводящий впервые гонку в ранге чемпиона мира Деймон Хилл. Не повезло и младшему Шумахеру - неисправность коробки передач лишила его возможности участвовать в гонке уже на втором круге. На протяжении всей дистанции борьбу за первое место вели Култхард, Френтцен и М.Шумахер. Френтцен лидировал до 18-го круга, затем пропустил вперед шотландца и немецкого пилота. В итоге Дэвид Култхард принес "Макларену" первую в сезоне победу, да и напарник Мика Хаккинен поддержал его, заняв третье место, придя на финиш следом за Михаэлем Шумахером.

Три недели спустя Жак Вильнев побеждает в "Гран-при Бразилии", опередив Герхарда Бергера на четыре секунды и Оливье Паниса - на пятнадцать. Гонка началась сверхнеудачно для канадца: в первом же повороте после старта он вылетает с трассы, в то время как Михаэль Шумахер уходит далеко вперед. Но к счастью для канадца, Фисикелла на "Джордане" попадает в столкновение, что и стало причиной остановки гонки и повторного старта. После второго старта Жак не стал пытаться войти в поворот раньше Михаэля, а пропустил его без борьбы, но через круг на прямой спокойно обошел, используя более мощный мотор своего болида. Шумахеру же пришлось бороться на трассе с соперниками, а на пит-стопах терять столь драгоценные секунды - команда оказалась недостаточно быстрой при обслуживании машины. В итоге немец пришел на пятом месте.

Апрель. Жак Вильнев побеждает в драматичном "Гран-при Аргентины". На протяжении почти двух часов гонки канадец находился под сильным прессингом Эдди Эрвайна и Ральфа Шумахера. В итоге ирландец пришел вторым, уступив меньше секунды. На третьем Гран-при подряд на первом же повороте происходит завал. На этот раз не повезло М.Шумахеру, который столкнулся с Р.Баррикелло и Д.Култхардом. Кстати, после этого столкновения организаторы показали красные флаги, свидетельствующие об остановке гонки, но оказалось, что надо было показывать желтые флаги. За эту ошибку ФИА оштрафовала организаторов на 10 тысяч долларов. Хотя остановка гонки была бы кстати для Михаэля Шумахера, чтобы пересесть в запасную машину. Младший брат немца Ральф уже в третьей своей гонке попал на подиум (чего не удавалось даже его брату), сделав команде "Джордан" подарок в честь 100-го Гран-при. Победитель этапа Жак Вильнев испытывал серьезные проблемы с желудком во время гоночного уик-энда - туалетную комнату в пресс-центре даже переименовали в "комнату Вильнева" из-за его очень частых туда визитов.

Впервые в сезоне гонщики встретились с дождливой погодой во время "Гран-при Сан-Марино", но это случилось во время тренировочных заездов за 4,5 часа до гонки. Победитель австралийского этапа Култхард серьезно разбился во время заездов в субботу и только после повторного осмотра врачи дали ему разрешение участвовать в субботней квалификации. Жак Вильнев захватил лидерство, но затем уступил его своему коллеге Френтцену, и пропустил вперед также старшего Шумахера, а за 11 кругов до финиша канадский пилот сходит с дистанции. В итоге Френтцен побеждает впервые в своей карьере, а М.Шумахер и Эрвайн занимают второе и третье места.

Май. Перед пятым этапом "Гран-при Монако" Вильнев оставался лидером чемпионата, но с большой долей вероятности можно было предположить, что в условиях узких улиц Монте-Карло на первый план выйдет личное мастерство пилота, и преимущество машины практически сходит на нет. Гонка началась к тому же во время дождя, а Вильнев не очень уверенно себя чувствует в мокрую погоду. Френтцен впервые стартовал с поула, но Шумахер-старший сразу после старта вышел вперед и никому не уступил до самого финиша. Вторым, отстав от победителя почти на минуту, был Баррикелло, который принес своей команде "Стюарт-Форд", дебютирующей в Ф-1, первые очки (правда, эти очки оказались единственными в сезоне). Третьим опять был Эдди Эрвайн. Пилоты не прошли запланированные 78 кругов, сумев за два часа преодолеть только 62 круга. После этой победы Михаэль Шумахер стал лидером чемпионата, а его команда "Феррари" вышла на первое место в Кубке конструкторов. Пилот "Феррари" не был лидером чемпионатов мира 18 лет, а команда имела счастье находиться на верху таблицы последний раз только в 1983 году.

Перед "Гран-при Испании" Михаэль Шумахер высказался в том смысле, что лучше бы этого этапа не было вообще, потому что трасса в Барселоне совершенно не подходит его "Феррари". Заняв в итоге четвертое место, немец не скрывал своего удовлетворения, сказав, что это был максимум возможного. Ну, а победил Жак Вильнев, вторым был Оливье Панис и третьим - Жан Алези. Канадский пилот вернул себе лидерство перед гонкой в родных стенах, но "Феррари" сохранила первое место в Кубке конструкторов.

Июнь. Неожиданно завершился "Гран-при Канады". Нет, я не имею в виду победителя. Впервые в сезоне Шумахер стартовал с поул-позиции. На первом же круге столкнулись Эрвайн, Магнуссен ("Стюарт-Форд"), Хаккинен и Панис. Двое последних попытались продолжить гонку, помчавшись быстро на пит-стоп, но только Панис сумел опять выехать на трассу (как выяснилось позже, лучше бы он этого не делал). На втором круге местный герой Жак Вильнев совершает, как он сам признал после гонки, глупейшую ошибку и вылетает с трассы. Когда до финиша осталось 15 кругов, Оливье Панис при выходе из левого поворота и входе в правый сильно ударяется в металлическое ограждение и разбивает машину, сломав при этом обе ноги. В итоге Панис выбыл из королевских гонок на 3,5 месяца. Сразу после аварии гонка была остановлена, вернее выехал "пейс-кар" и в течение трех кругов пилоты ехали друг за другом в том порядке, в каком их застали красные флаги. Затем стюарды приняли решение не продолжать гонку. Михаэль Шумахер был объявлен победителем этапа, а Жан Алези и Джанкарло Фисикелла остались на втором-третьем местах. Немецкий пилот опять возглавил чемпионат, опережая Вильнева на 7 очков, и укрепил лидирующие позиции "Феррари", которая оторвалась от "Уильямса" на 8 очков.

Вторая родина Вильнева также не принесла ему успеха. Чтобы журналисты не очень надоедали своими вопросами, почему он проигрывает, канадский гонщик перед "Гран-при Франции" перекрасился в блондина, но это помогло ему занять лишь четвертое место. Опять Шуми стартовал с поул-позиции и не оставил никаких надежд своим соперникам. Коллега Вильнева Хайнц-Харальд Френтцен сумел финишировать следом за своим соотечественником, опередив Эдди Эрвайна. После французского этапа, который как бы закрыл первую половину чемпионата, преимущество Михаэля Шумахера выросло до 14 очков, а его команда благодаря поддержке Эрвайна опережала "Уильямс" на 13 очков.

Кто бы мог подумать, что после гонки во Франции ирландский пилот прекратит зарабатывать очки и будет держать команду на "голодном пайке" семь (!) этапов подряд вплоть до октября. Первому пилоту "красных" Шумахеру-старшему придется в одиночку сражаться и за титул чемпиона мира, и за Кубок конструкторов. Как это все происходило, читатели узнают в следующих номерах газеты.

ВОКРУГ "ФОРМУЛЫ-1"

СУД НА "УИЛЬЯМСОМ"

Продолжаются судебные слушания по "делу Сенны". Напомню, что на скамье подсудимых находятся хозяин команды Фрэнк Уильямс, технический директор Патрик Хед и бывший главный конструктор Эдриан Ньюи (он уже перешел в команду "Макларен"). В прошлую пятницу стало известно, что прокурор не настаивает на обвинении самого Фрэнка Уильямса в непредумышленном убийстве и предложил суду снять обвинение против него. Скорее всего, суд выполнит эту просьбу. А вот, что касается двух других руководителей команды, то обвинение считает их вину доказанной. Следователь Марио Пассарини, который вел дело после аварии во время "Гран-при Сан-Марино" в мае 1994 года, считает их виновными. Все обвиняемые категорически отрицают свою вину и утверждают, что виноват сам пилот. Предполагается, что приговор будет вынесен в середине декабря.

РЕЗУЛЬТАТ ГОНКИ БЫЛ ОРГАНИЗОВАН?

Лондонская газета "Таймс" опубликовала сенсационное сообщение, которое мгновенно облетело все мировые информационные агентства и средства массовой информации, освещающие спорт. Газета утверждает, что исход последнего "Гран-при Европы" в испанском Хересе был предрешен. Удалось записать радиопереговоры между боксами "Уильямса" и Жаком Вильневым во время гонки, из которых стало ясно, что столкновение Шумахера и Вильнева было спровоцировано пилотом "Уильямса", которому затем было приказано по радио пропустить вперед обоих пилотов "Макларена" Хаккинена и Култхарда.

Редакция нашей газеты планирует позже получить эту статью и опубликовать.

Пока же Михаэль Шумахер ожидает санкций от ФИА после этого столкновения. По предварительным прогнозам ему грозит штраф в сумме 500 тысяч долларов и лишение пяти очков. Заседание, на котором будет рассмотрен этот вопрос, состоится сегодня в Париже.

ПЕРЕХОДЫ ЗАВЕРШЕНЫ

Как никогда рано почти все команды "Формулы-1" уже объявили свои составы на следующий сезон. Наша газета уже сообщала, что без изменений остались команды "Уильямс" (Вильнев и Френтцен), "Феррари" (М.Шумахер и Эрвайн), "Макларен" (Култхард и Хаккинен) и "Стюарт" (Баррикелло и Магнуссен), укомплектован новыми пилотами "Бенеттон" (Фисикелла и Вурц). Наполовину изменились "Эрроуз" (вместо Хилла пришел Сало и остался Диниз), "Джордан" (вместо Фисикеллы пришел Хилл и остался Р.Шумахер) и "Заубер" (пришел Алези и остался Херберт). Как и предполагалось, Ярно Трулли подписал контракт на второго пилота в команде Алена Проста, где он будет напарником Паниса. Остались вакансии в командах "Тиррелл" (нет пока напарника у Ферстаппена) и "Минарди" (с уходом Юкио Катаямы из Ф-1 в один из болидов, видимо, сядет Тарсо Маркес, а кто займет место во второй машине - пока неизвестно, но скорее всего это будет кто-то из пилотов, кто принесет с собой деньги спонсоров. Таких пилотов называют "рента-драйвер").

Благодарим агентства ICN и "Маркетинг и Коммуникация" за предоставленные материалы

 Предыдущая статьяГлавная страница выпускаСледующая статья
© АвтоРынок