ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ НА ИНОМАРКИ ПЛАНИРУЮТ СНИЗИТЬ НА ТРЕТЬ
Кирилл Гороский, Петр Иванов


Комиссия правительства по защитным мерам во внешней торговле на очередном заседании обсудила вопрос о снижении импортных пошлин на иномарки. Члены комиссии не пришли к единому мнению, и решение вопроса было отложено. Между тем деятельность комиссии небезразлична как автодилерам, так и потенциальным покупателям иномарок. "Коммерсантъ-Daily" N 192/97 предлагает свой анализ ситуации.

Мнения дилеров разошлись

Компании, торгующие иномарками, конечно, уже слышали о новых пошлинах, но принимать решения по ценам не спешат. С них хватает и того, что слухи о снижении пошлин, как выразилась менеджер представительства Volkswagen Ирина Руденко, "всегда приводят к выжидательной позиции покупателей", то есть продажи падают. Впрочем, дальновидные дилеры падения доходов могут избежать.

"Решение о ценах мы примем, когда увидим постановление правительства с поручением ГТК и сроками изменения пошлин. Если машина уже на складе, она будет продана по прежней цене, - сказал коммерческий директор фирмы "Авто-Претус" Дмитрий Головко. - Хорошо, если у вас есть портфель заказов на несколько месяцев вперед с заранее определенными санкциями за расторжение контракта. Тогда можно не бояться ухода клиентов и держать цену до того момента, когда пошлины действительно будут снижены".

Кстати, в том, что пошлины будут изменены так, как предполагает комиссия во главе с министром экономики Яковом Урисоном, некоторые дилеры сильно сомневаются. Например, гендиректор "ЛогоВАЗа" Юлий Дубов считает, что "результаты борьбы за снижение пошлин неочевидны, поскольку есть отечественные производители с четко выраженной позицией, и они вряд ли будут безучастно наблюдать за ситуацией".

Кроме того, по мнению Дубова, в случае падения пошлин ситуация для разных автомобилей будет различной. "Новации, - считает Юлий Дубов, - никак не скажутся на продажах Daewoo узбекского производства, поскольку по ним таможенные пошлины в России не платятся. А вот дешевые европейские автомобили - Ford, Skoda, Volkswagen - серьезно опустятся в цене. И это вызовет возмущение на рынке. Дилеры заказывают машины уже сейчас, в то время как покупатели могут и подождать".

Все решат ВТО и узбеки

Прежде всего следует заметить, что снижение импортных пошлин на треть, как предлагает комиссия Уринсона, означает снижение цены растаможенной машины, за которую уплачены все налоги (НДС и акциз), на заметно меньшую величину - 8%. Впрочем, для большинства покупателей, по-видимому, имеет существенное значение и эта величина. Тогда им следует немного подождать. К тому же в правительстве пока еще не завершилась дискуссия насчет взимания акциза (5%) с автомобилей, оснащенных двигателями объемом до 2,5 л. Если этот акциз в итоге снимут, машины подешевеют еще на 2-3%.

Вопрос для покупателей этих машин, таким образом, сводится к тому, сколько ждать. Логично ожидать введения новых пошлин с 1 января. Между тем в начале года правительство России начнет переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию, и ему выгодно со снижением пошлин немного потянуть, снизить их прямо в ходе переговоров и выдать за жест доброй воли по отношению к западным торговым партнерам. Для покупателя, решившего ради экономии в 8% подождать до 1 января, это означает, что ждать, возможно, придется до 1 марта, а то и до 1 апреля.

Состоятельным же покупателям стоит обратить внимание на тот факт, что, если правительство уберет вышеупомянутый 5-процентный акциз с машин малого и среднего класса, оно компенсирует эти потери увеличением акциза на автомобили с двигателем объемом свыше 2,5 л с 5% до 10%. Поэтому покупателям престижных машин следует ожидать с 1 января (или 1 марта) снижения цен не на 8-10%, а лишь на 3-4%. В этом случае лучше вообще отказаться от такой мизерной экономии ради того, чтобы не предъявлять потом декларацию о доходах в момент покупки автомобиля. Соответствующий закон сейчас обсуждается в Думе, а в силу вступит, предположительно, уже 1 января.

Особо следует сказать о произведенных в Узбекистане Daewoo Nexia. Пока что они, собранные на полномасштабном сборочном производстве, действительно не облагаются импортной пошлиной в России. Но правительство Узбекистана недавно вопреки всем договоренностям с Россией в одностороннем порядке освободило эти машины от НДС (20%). Российское правительство усмотрело в этом нарушение правил свободной конкуренции и потому намерено сейчас предложить узбекским коллегам на рассмотрение один из двух вариантов: либо НДС возвращается, либо Россия введет на узбекские Nexia пошлины, как на зарубежные машины. Тогда цены на Nexia тоже останутся прежними. Рекомендация покупателям в отношении Nexia, пожалуй, проста: энергично искать эти неожиданно подешевевшие машины, пока два правительства не договорились.

 Предыдущая статьяГлавная страница выпускаСледующая статья
© АвтоРынок