СОТОВЫЕ ТЕЛЕФОНЫ ОПАСНЫ НА ДОРОГАХ
Больше года назад английский журнал "Анализ несчастных случаев и их предупреждение" опубликовал результаты впервые проведенного исследования, связанного с использованием водителями автотранспорта сотовых телефонов. Главный вывод сводился к утверждению, что в случае когда водитель ведет разговоры по сотовому телефону во время управления автомобилем, риск дорожного происшествия возрастает на 34%. Эта опасность увеличивается еще больще, когда он одновременно с телефоном пытается закурить сигарету или выпить чашечку кофе. Даже на практически пустом шоссе использование мобильного телефона приводит к тому, что внимание водителя рассеивается и он не следит должным образом за дорогой. Нетрудо было предвидеть как на подобные заявления отреагируют представители производителей сотовых телефонов и операторов мобильной связи. От Ассоциации индустрии сотовой связи немедленно было заявленно, что "подобные выводы основаны на слишком малом количестве фактов и являются ошибочными". Однако исследователи, хотя и признавали, что их данные являются предварительными, все-таки настаивали на том, что их выводы нельзя игнорировать именно теперь, когда сотовые телефоны получили весьма широкое распространение. Ведь только в Штатах из каждых 10 водителей хотя бы один пользуется таким телефоном, и ежедневно в стране по ним разговаривают около 28 тысяч человек. Совсем недавно издаваемый в Канаде медицинский журнал "Нью Инглэнд Джорнэл оф Медисин" опубликовал данные другого исследования, тоже связанные с пользованием сотовыми телефонами. Его проводили доктор Дональд Редельмайер (D.A. Redelmeier) и Роберт Тибширани (R.J. Tibshirani) из Научно-исследовательского центра Саннибрук, расположенного в городе Норт-Йорк в провинции Онтарио. Были проанализированы 26798 звонков, которые сделали 699 водителей в окресностях города Торонто, вовлеченных в ДТП с "серьезными повреждениями, но без травм". Выяснилось, что опасность использования сотовых телефонов не уменьшается, даже если водители имеют большой опыт их применения или пользуются "хэнд-фри" с громкоговорителем и выносным микрофоном. Ученые из Канады были еще более категоричны в своих выводах. Они считают, что пользование таким телефоном водителем за рулем в четыре раза (!) повышает риск ДТП по сравнению с опасностью дорожного ЧП в случае, когда машиной управляет человек с максимально допустимым содержанием алкоголя в крови. Единственным оправданием, с точки зрения исследователей, служит тот факт, что риск ДТП исчезает сразу же после того, как водитель заканчивает разговор, тогда как действие алкоголя длится несколько часов. По данным исследователей, если к 2000 году один из 10 автомобилей будет оснащен сотовым телефоном, то вероятность ДТП может возрасти на 0,6-1,2%. Доктор Редельмайер совсем не настаивает на запрещении сотовых телефонов, которые, по его словам, "бывают и весьма полезными". 39% людей, участвовавших в проведенном исследовании, использовали телефон, чтобы вызвать помощь на место аварии. Судя по всему, г-н Редельмайер считает свою задачу выполненной - предупредить человечество о возможных тяжелых последствиях разговоров по телефону во время управления автомобилем. Однако в Бразилии, Израиле, Швейцарии и в двух австралийских штатах уже изданы законы, запрещающие во время вождения транспортного средства пользоваться сотовым телефоном с трубкой.