ДНЕВНИК ЧЕМПИОНАТА МИРА-97
Евгений Жохов


(Продолжение. Начало в N 45)

Продолжаем рассказывать краткую хронологию событий на этапах чемпионата мира.

Июль. Чемпионат мира перевалил свой экватор, и не только гонщики, но и руководство команд задумалось о будущем. Перед началом "Гран-при Великобритании" в Сильверстоуне поздравления принимал Эдди Джордан, перехвативший у Тома Уокиншоу (команда "Эрроуз") контракт на 1998 год на поставку моторов "Мюген-Хонда". Начало гонки сложилось неудачно для Френтцена - на прогревочном круге у него заглох двигатель и его передвинули на последнее место на стартовой решетке. Вильнев стартовал с поула, следом за ним на второе место вышел старший Шумахер (с 4-ой позиции). На первом же круге Френтцен ударил "Тиррелл" Ферстапена, а японец Катаяма заглох на своем "Минарди". Несколько кругов пейс-кар сдерживал караван машин, затем дали старт сходу. Вильнев воспользовался преимуществом первого места и схитрил, сделав этот старт в индикаровском стиле. Сильно отстав от пейс-кара, он притормаживал едущих следом соперников, а в первую очередь М.Шумахера (обгонять-то запрещается), а затем в известный только ему (но никак не Шумахеру) момент резко ускорился. Судьям этот прием канадца не понравился и они его пожурили, наказав условной дисквалификацией "за несоблюдение дистанции". Шуми был близок к победе, но лидируя с громадным преимуществом, он сошел с трассы после двух третей дистанции - подвел мотор. Еще большее разочарование постигло Хаккинена: идя во главе пелотона, он сошел также из-за неполадок в моторе за восемь кругов до финиша. В итоге победил Вильнев, принеся "Уильямсу" 100-ю победу в истории Ф-1. Вторым был Алези и на третьем месте пришел напарник француза по "Бенеттону" Александер Вурц, который заменял пропускающего третью гонку Бергера. Несмотря на неудачу ферраристов, и Шумахер, и его команда продолжали лидировать в чемпионате.

В "Гран-при Германии" все ждали победы Михаэля Шумахера, но неожиданно для многих "тряхнул стариной" другой немецкоговорящий пилот Герхард Бергер. Появившись в гонках после двухмесячного отсутствия, он удивил еще в субботу, завоевав поул-позицию. В гонке австриец очень лихо промчался всю дистанцию и впервые в сезоне был на финише первым. Правда, неизвестно, смог бы он выиграть, если бы Михаэля Шумахера в очередной раз не подвела машина: у него перестала включаться пятая передача (водители прекрасно знают "прелести" езды без одной из часто используемых передач), и немец выбрал осторожную тактику - лишь бы доехать. И доехал до второго места, отстав от австрийца всего на 17 секунд, но опередив пришедшего третьим Мику Хаккинена. Основной конкурент немца Жак Вильнев опять, как и в Канаде, совершил грубую ошибку - невовремя притормозил на входе в поворот - и вылетел с трассы. Заработав шесть очков, Шумахер увеличил опять свое преимущество перед Вильневым и укрепил лидерство "Феррари". После победы на этапе Бергер получил таинственное послание по Интернету (он, как и все звезды Формулы-1, имеет свой Website), содержащее всего три слова "Айртон с тобой". Послание было без обратного адреса и подписано псевдонимом "Guess Who" (англ. - Угадай, кто).

Август. Перед "Гран-при Венгрии" итальянская конюшня наконец-то решила поставить изготовленное в одном экземпляре новое шасси на машину Шумахера, который очень убедительно выиграл субботнюю квалификацию. Но на разогревочной тренировке утром перед гонкой Михаэль разбил машину, и поэтому ему пришлось стартовать на запасном болиде. Однако, самое неприятное для него началось позже. У лидера чемпионата, как и у всех, кто ездит на шинах Goodyear, дела сразу же пошли неважно (кроме Френтцена, который выбрал более твердые покрышки). Уже на третьем круге лидером стал Деймон Хилл (стартовавший, кстати, с третьей позиции, что уже было сенсацией, до этого этапа лучшим у него был только девятый результат), который практически до самого финиша им и оставался. Но уже на последнем круге англичанин пропускает мимо себя Вильнева и финиширует вслед за ним вторым. На третьем месте пришел Джонни Херберт на "Заубере" (единственный раз в сезоне), а Шумахер-старший, так и не сумев справиться с "горящей" на глазах резиной, был только четвертым. Победитель этапа Вильнев на пресс-конференции объяснялся: "Я все ждал, когда же Деймон сойдет наконец с дистанции, а он все ехал и ехал!". Вот такой он простодушный канадский парень Жак, даже и не смутился, что Хилл сидит рядом!

Опять разрыв сократился. Вильнев уже отставал от Шумахера на 3 очка, а "Уильямс" от "Феррари" - всего на два. А до конца чемпионата оставалось еще шесть этапов. Казалось бы, что расклад предстоящих гонок был в пользу "Феррари" и ее лидера. Но... прогнозы в автоспорте, да еще, когда речь идет о его "высшей" лиги под названием "Формула I", не всегда сбываются. Как, впрочем, и в футболе. Как проходили заключительные этапы, читатель узнает в следующих номерах газеты.

ЗАГОВОР ПРОТИВ ШУМАХЕРА?

Под такими и подобными заголовками вышли многие газеты не только в Германии и Италии, но даже и в Великобритании на следующий день после суда над немецким пилотом. Основной лейтмотив статей выражался в оценках решения ФИА как "лицемерие", "пошлая шутка" и "рождественский подарок". В прошлый вторник в Лондоне состоялось заседание Высшего руководящего органа ФИА, на котором главными были два вопроса: какое наказание вынести двукратному чемпиону мира Михаэлю Шумахеру и был ли факт сговора между командами "Уильямс" и "Макларен" во время последнего этапа чемпионата мира - "Гран-при Европы".

Даже недоброжелатели немецкого пилота были ошарашены решением совета лишить Михаэля Шумахера всех заработанных им во время нынешнего чемпионата очков и отобрать у него второе место, а вместе с ним и звание вице-чемпиона мира-97. Немец, как истинный джентльмен, признал свою ошибку в злополучном столкновении с Вильневым, хотя и сделал это не по злому умыслу: "Я просто человек и, конечно же, хоть и редко, но могу ошибаться. Это был как раз тот случай". Президент ФИА Макс Мосли заявил, что "совет рассматривал возможность наложения на гонщика штрафа в размере до 1 миллиона долларов и дисквалификации его на одну или несколько гонок в 1998 году". В итоге было принято такое решение. Дополнительно к этому совет потребовал от Михаэля участия в благотворительной кампании "За безопасность на дорогах". Шумахер со смирением принял наказание: "Я предполагал, что просто так мне не отделаться. Думаю, что наказание справедливо и я не собираюсь оспаривать это решение, хотя потеря второго места, конечно, малоприятна как для меня, так и для команды".

Ну, это все официальные решения. Попробуем проанализировать происшедшее на трассе. Журналисты ряда спортивных изданий в Европе, которых нельзя обвинить в особых пристрастиях к немцу, разобрали "по косточкам" данный эпизод. И пришли к мнению, что Михаэль не действовал намеренно. Более того, Вильнев, получив по радио команду "Давай!", спровоцировал инцидент. Большинство специалистов Ф-I считают, что если бы Шумахер не "боднул" левый бок "Уильямса", тот бы вылетел с трассы. На приводимых фотоснимках подробно запечатлен этот момент. Небольшое отступление: в этом году канадец несколько раз уже вылетал с трассы именно в поворотах, когда он опаздывал с торможением, входя в поворот на большой скорости. Немецкий же пилот является единственным в Ф-I, который мастерски применяет самое позднее, или его еще называют агрессивное, торможение. Что он, как обычно, делал и в этот раз (напомню, что в этот момент Шумахер лидировал), но канадец влетел в поворот Dry Sack (англ. - сухой мешок) на сумасшедшей скорости. Тем самым он оказался еще агрессивнее? Да он просто не умеет этого делать!

Расчеты, выполненные на компьютере, показали, что если бы Шуми не "подправил" синий "Уильямс", тот бы вылетел по прямой с трассы и мог бы оказаться даже не на гравии, а в отбойнике. Выходит, Шумахер своим "Феррари" не только удержал болид Вильнева на асфальте, а, возможно, и спас самого Жака от возможных неприятностей. Мог ли Шумахер избежать столкновения? Да, у него было два варианта: попробовать остановиться или вылетать самому по прямой. Естественно, что оба они были неприемлемы.

Что ж, приговор вынесен. Фрэнк Уильямс еще раз продемонстрировал, как велико его влияние в руководстве Федерации. Что нашло подтверждение при разбирательстве и по второму вопросу. Вполне естественно, что ФИА сняла все подозрения в сговоре с команд "Уильямс" и "Макларен". Напомню, что на последнем круге лидирующий Вильнев пропустил мимо себя обоих пилотов "Макларена" Мику Хаккинена и Дэвида Култхарда. Президент Мосли сказал, что факт сговора с целью манипулирования результатами не установлен. По его словам, Мировой совет остался "удовлетворен" объяснениями команд, что они "даже в мыслях не держали ничего подобного". Команда "Уильямс" только "попросила (выд. авт.) все команды, включая "Макларен", не мешать борьбе Вильнева и Шумахера. И команды дали на это согласие". Далее Мосли добавил, что он, безусловно, верит Фрэнку Уильямсу, что "единственной их целью было обеспечить Вильневу финиш в заветной шестерке для завоевания титула чемпиона мира".

В заключение предлагаю читателям опубликованную лондонской газетой "Таймс" запись переговоров инженера "Уильмса" Джока Клира с Вильневым на последних этапах "Гран-при Европы" в Хересе. Клир: "Жак, Хаккинен идет следом за тобой. Может, он захочет выиграть. Действуй, как мы договаривались. Он нам очень помог". Думаю, комментарии излишни, кроме одного - налицо совместные действия двух команд против Шумахера. А это вряд ли разрешено правилами.

Благодарим агентства ICN и "Маркетинг и Коммуникация" за предоставленные материалы

 Предыдущая статьяГлавная страница выпускаСледующая статья
© АвтоРынок