Формула
Евгений Жохов


(Окончание. Начало в NN 45-47)

Второй год подряд Жак Вильнев приезжает в Сузуку, имея шансы стать чемпионом мира. Только в отличие от прошлого года на этот раз эти шансы были очень высоки. Многие специалисты и даже пилоты Ф-I считали, что у канадца есть возможности завоевать титул в предпоследней гонке сезона: трасса в Японии в большей степени подходила под характеристики "Уильямса", чем "Феррари", и немаловажное значение имел фактор психологического груза, от которого Жак почти избавился, победив подряд в двух последних гонках.

Октябрь. Перед "Гран-при Японии" канадский пилот уверял всех, а прежде всего себя, что он очень спокоен, ведь ему достаточно финишировать впереди Михаэля Шумахера, а для этого у команды "Уильямс" есть свой план.

Но планы имела и команда "Феррари", и, как показала воскресная гонка, итальянская конюшня оказалась мудрее британской. Напомню, что план "Уильямса" заключался в том, чтобы выиграть поул-позицию в субботу и со старта Вильнев должен был тормозить как можно дольше Шумахера, и одновременно собирать впереди себя побольше машин. Вот и весь план, очень простой, если не сказать, примитивный, но зато надежный (по мнению Фрэнка Уильямса).

Но немецкий пилот был готов к такому повороту событий в гонке, единственное, что не угадал Шумахер, переоценив аналитические способности британской команды, это количество пит-стопов. По мнению "Феррари", Вильневу лучше было бы планировать один заезд вместо двух. Вильневу удалось выиграть право стартовать первым, но следом стояли оба "Феррари", причем Михаэль занимал второе место, которое было не хуже поула, учитывая характер трассы и первый правый поворот. Но перед самой гонкой произошли очень интересные события. Вильнев в субботу (как уже не раз бывало в сезоне) нарушил правила, а так как у него уже была "в кармане" условная дисквалификация, то в соответствии с правилами она превратилась в фактическую. Стюарды Гран-при объявили, что канадец дисквалифицирован и в гонке не будет участвовать. Фрэнк Уильямс пошел на хитрость - мгновенно подал апелляцию, ведь пока ее разберут, канадец может уже стать чемпионом мира и возможное отрицательное для Вильнева решение апелляционного комитета в виде дисквалификации на последнюю гонку сезона может оказаться уже ничего не решающим. Учитывая влияние Фрэнка Уильямса, ему пошли навстречу, но с условием отложенной апелляции, тем самым ФИА оставила за собой право лишить канадца очков, которые он может завоевать на трассе в Сузуке.

Тактика "Феррари" оказалась блестящей. Начало претворению плана в жизнь положил напарник Шумахера Эдди Эрвайн, который с третьего места на старте уже на третьем круге стал лидером, а Михаэль держался следом за Вильневым вплоть до первого заезда на пит-стоп. Немец раньше на круг поехал менять резину и вот, когда то же самое сделал Вильнев, все, затаив дыхание, следили, успеет ли Шумахер проскочить раньше, чем Вильнев выедет с пит-стопа. А канадец поступил очень просто - он успел выскочить на трассу прямо перед носом машины Шуми и подставил свой болид под удар - обоюдное столкновение тоже входило в планы "Уильямса", - но каким-то чудом немецкий гонщик успел сманеврировать и лишь высокое мастерство прохождения поворотов позволило ему обойти Жака и занять второе место в гонке следом за Эрвайном. Первая часть плана сработала безотказно, затем ирландец уступил лидерство своему первому пилоту и уже сам стал обеспечивать защиту тылов Шумахера. В итоге Михаэль победил в гонке, Френтцен был вторым, а Эрвайн, мужественно отразив атаки Хаккинена, наконец-то пришел с очками, заняв третье место. Вильнев финишировал только пятым и номинально он сохранил за собой лидерство в общем зачете с преимуществом в одно очко, но все прекрасно понимали, что его все-таки должны дисквалифицировать в этой гонке и аннулировать заработанные им два очка. Через два дня мир Ф-I облетела весть, что президент ФИА Макс Мосли посоветовал Фрэнку Уильямсу отозвать свою апелляцию. В противном случае Вильневу грозит не только аннулирование результата в Японии и лишение двух очков, но и дисквалификация в последнем Гран-при сезона в Хересе. Фрэнку Уильямсу хватило пары часов, чтобы обдумать этот совет и принять его. В итоге апелляцию отозвали, рассматривать было нечего, и канадец смог выступить в "Гран-при Европы". Но перед последней гонкой сезона ситуация кардинально изменилась - теперь уже Шумахер опережал Вильнева на очко (78 против 77) и теперь уже немца устраивало любое место в гонке, но впереди канадца, или обоюдный сход с дистанции.

Накануне заключительного Гран-при ФИА опубликовала расписание гонок на следующий сезон. Официально были утверждены 16 этапов и пока под вопросом "Гран-при Франции", для которого предварительно оставлено "окно" на 21 июня. На следующий сезон предусмотрены значительные изменения в техническом регламенте и в правилах соревнований. Подробнее об этих изменениях и о календаре гонок мы расскажем в следующих номерах газеты.

Итак, "Гран-при Европы" в Хересе. Последняя гонка сезона, которая назовет имя чемпиона мира-97. Накануне команды "Уильямс" и "Феррари" обменялись "любезностями", высказав устами своих пилотов опасения, что другая сторона может просто выбить конкурента с трассы. Руководство ФИА строго предупредило обе команды, что в случае малейшего нарушения правил, будут приняты сверхжесткие меры вплоть до огромных денежных штрафов и дисквалификации пилотов на будущий год.

Как бы подчеркивая неординарность этой гонки, еще в субботу произошло событие, которого не было ни разу за всю историю чемпионатов мира - Жак Вильнев, Михаэль Шумахер и Хайнц-Харальд Френтцен показали абсолютно одинаковое лучшее время во время квалификации. В трех случаях электронный секундомер остановил свой бег на одних и тех же цифрах - 1.21.072. Места на старте определились по принципу "кто раньше", а Вильнев показал это время на несколько минут раньше Шумахера, поэтому и стартовал он с поул-позиции. В отличие от японской гонки, когда канадец уже на старте подставил свою машину под удар Михаэля, на этот раз он не предпринимал рискованных маневров и проиграл старт. Я уже достаточно подробно рассказывал в прошлых номерах газеты о событиях на последнем этапе и только напомню, что Шумахер лидировал до 48-го круга, а затем произошло то самое роковое столкновение, после которого немец вылетел на гравий, где и застрял, а Вильнев получил дополнительную мотивацию и возглавил гонку. На последнем круге канадец демонстративно пропустил вперед себя пилотов "Макларена" Хаккинена и Култхарда в благодарность за помощь в борьбе против Шумахера. Хаккинен впервые в своей карьере выиграл Гран-при, а четыре очка Вильнева за третье место обеспечили ему впервые титул чемпиона мира.

Затем последовали разборки на высоком уровне: были ли результаты гонки заранее организованы "Уильямсом", было ли намеренным со стороны Шумахера столкновение... Стюарды гонки признали, что немецкий пилот не имел своей целью столкновение, но позже руководители ФИА нашли его вину и лишили немца всех завоеванных в сезоне очков и звания вице-чемпиона мира-97. Михаэль Шумахер в своих интервью не стал оспаривать решение ФИА и извинился перед всеми своими поклонниками, пообещав, что обязательно станет чемпионом мира в следующем году.

Вот так завершился сезон 1997 года и будущий сезон обещает очень интересную борьбу, в которой будут участвовать три чемпиона мира.

НОВОСТИ ИЗ КОМАНД

Уже с сегодяшнего дня команды Ф-I могут начинать проведение тестовых заездов. Для них гостеприимно открывается трасса в британском Сильверстоуне.

Вполне вероятно, что сегодня к тестам в Великобритании приступит команда "Тиррелл". Только две недели назад новым хозяином команды стал второй крупнейший в мире табачный концерн - британско-американская компания ВАТ. Напарником нового пилота команды Тараносуке Такаги может остаться Йос Ферстаппен, но его участие пока под вопросом.

Команда "Джордан" также в Сильверстоуне планирует проводить свои зимние тесты (особенно в условиях дождливой погоды) с использованием сначала новых деталей "Мюген", а затем и новых моторов "Мюген". Новичок команды Деймон Хилл сможет принять участие в тестах только после 1-го января, поскольку его контракт с "Эрроуз" истекает лишь 31-го декабря. Поэтому тестирование начнет второй пилот команды Ральф Шумахер.

Пилоты команды "Эрроуз" Мика Сало и Педро Диниз приступят к тестам в Испании. На днях команда объявит своего поставщика моторов. Им может быть либо концерн "Ямаха", (который и был в нынешнем сезоне), либо компания "Харт". Воозможно и сочетание двух этих компаний.

Команды "Макларен" (в которой остались прежние пилоты Хаккинен и Култхард) и "Бенеттон" (полностью сменившая кадры - места Алези и Бергера заняли Фисикелла и бывший тест-пилот Александер Вурц) начнут свои тесты также в Сильверстоуне, но позже.

Как и предполагалось, Ярно Трулли подписал контракт на второго пилота в команде Алена Проста, где будет напарником Оливье Паниса.

Пока нет информации, когда и где начнут свои тесты сохранившие прежних пилотов команды "Уильямс", Феррари" и "Стюарт", а также "Заубер", где компанию первому пилоту Алези составит Джонни Херберт, и "Минарди". В этой команде вакантно одно место. В одном из болидов наверняка останется молодой бразилец Тарсо Маркес, а его напарником скорей всего будет кто-то из пилотов, кто принесет с собой деньги спонсоров. Таких пилотов называют "рент-драйвер", т.е. пилот, выкупающий место за рулем болида.

Благодарим агентства ICN и "Маркетинг и Коммуникация" за предоставленные материалы

 Предыдущая статьяГлавная страница выпускаСледующая статья
© АвтоРынок