Газета АвтоРынок /Калининград/


www.reklama.ru. The Banner Network.
Reklama.Ru

ТОВАРЫ БУДУТ РАСТАМОЖИВАТЬ ПО "УТОЧНЕННЫМ" ПРАВИЛАМ


Как мы уже сообщали, ГТК РФ внес уточнения в правила таможенного оформления товаров, ввозимых физическими лицами в Россию. "Уточнения", касающиеся транспортных средств, были опубликованы в прошлом номере нашей газеты. Сегодня мы знакомим читателей с новыми аспектами таможенного оформления товаров (исключая автомобили). Подробности читатйте на странице 17.

ГТК РФ разъясняет: письмо ГТК РФ от 15.12.97г. N 01-15/24204

О товарах, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу РФ

Выдержка из документа, касающаяся вопросов таможенного оформления товаров, ввозимых в Российскую Федерацию.

3. При применении Общих правил перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, утвержденных Приказом ГТК России от 15.08.94 N 408, с изменениями и дополнениями, внесенными Приказом ГТК России от 18.10.96 N 645 (далее - Общие правила), следует исходить из того, что:

3.1. В соответствии со ст. 29 ТК России и пунктом 2.2 Общих правил, а также в силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.96 N 808 в отношении перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, с уплатой таможенных платежей по единым ставкам, предусмотренным указанным постановлением Правительства Российской Федерации, каких-либо ограничений в пользовании и распоряжении не устанавливается.

3.2. При применении пункта 1.9 Общих правил следует учитывать, что при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в несопровождаемом багаже в таможенную стоимость включаются расходы по доставке товаров до аэропорта, порта или иного места ввоза в Российскую Федерацию.

Багаж, оформленный грузовой накладной, и по таможенным, и по воздушным правилам (Правила международных воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов (МГА СССР, 3 января 1986 г., N 1/и) считается несопровождаемым. Следование на одном и том же воздушном судне не должно вводить в заблуждение, поскольку это не является определяющим фактором. Решающими обстоятельствами являются:

- принятие к перевозке товара отдельно от пассажира, и

- оформление отдельным документом.

3.3. При вывозе из Российской Федерации товаров, ввезенных в соответствии с Общими правилами, возврат сумм таможенных платежей, относящихся к этим товарам, не производится.

3.4. Разделом 2 Общих правил предусмотрено установление предназначения товаров должностным лицом таможенного органа, осуществляющего таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации. В названном разделе приведены критерии, которые может использовать должностное лицо этого таможенного органа в качестве ориентира установления предназначения товаров, но с учетом всех обстоятельств (поездки лица, количество членов его семьи и т.п.) в каждом конкретном случае. Никакие другие таможенные органы, включая ГТК России, не могут и не обязаны принимать на себя функции, возложенные на конкретное должностное лицо таможенного органа, за исключением случаев рассмотрения обстоятельств дела в связи с жалобой лица, рассмотрения протеста прокурора и рассмотрения в порядке контроля за соблюдением законности, в соответствии с разделом XIII и статей 418, 419 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Между тем, исходя из содержания Общих правил (в частности, пункта 2.5), определение предназначения товаров необходимо в следующих случаях:

- во всех случаях ввоза физическими лицами товаров, происходящих и ввозимых из государств - участников СНГ;

- в случаях ввоза товаров лицами, признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами, а также лицами, переселяющимися на постоянное место жительства в Российскую Федерацию;

- во всех случаях вывоза с таможенной территории Российской Федерации товаров физическими лицами;

- во всех случаях временного ввоза (вывоза) товаров физическими лицами;

- в случаях, предусмотренных пунктом 2.6 Общих правил. Иными словами, в случаях, если уровень таможенного обложения товаров, ввозимых в упрощенном, льготном порядке с уплатой таможенных платежей по единым ставкам, на 20 процентов ниже уровня обложения этих товаров, если бы они ввозились в общем порядке с соблюдением условий тарифного и нетарифного регулирования (мер экономической политики) и налогообложения, предусмотренных для участников внешнеэкономической деятельности.

3.5. Положения пункта 3.7 Общих правил не применяются в отношении товаров российского происхождения, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации из государств - участников СНГ. В соответствии со ст. 3 Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15.04.94 государства - участники СНГ не применяют таможенные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие, а также количественные ограничения на ввоз и (или) вывоз только в отношении товаров, происходящих с территории одной из стран - участниц СНГ и предназначенных для таможенной территории других стран - участниц СНГ.

Ввиду того, что такие страны, как Латвия, Литва, Эстония не входят в число стран, присоединившихся к указанному Соглашению, положения пункта 3.7 Общих правил также не применяются в отношении товаров, происходящих и ввозимых в Российскую Федерацию с их таможенной территории.

3.6. Поскольку в настоящее время таможенным законодательством Российской Федерации не установлены какие-либо количественные ограничения на вывоз товаров, в частности, алкогольных напитков и табачных изделий, количество товаров, допускаемых к вывозу в упрощенном, льготном порядке, зависит от их предназначения, для определения которого применяются положения раздела 2 Общих правил.

3.7. При рассмотрении вопросов о предоставлении таможенных льгот в отношении товаров, ввозимых физическими лицами, переселяющимися на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, следует учитывать, что мировая практика тесно увязывает институт постоянного места жительства со свободным намерением лица проживать в конкретном месте в течение не ограниченного чем-либо срока или наступлением какого-либо события времени. Возможная в будущем перемена места жительства не должна ясно предвидеться или разумно ожидаться.

Постоянное место жительства также увязывается с наличием тесных связей лица с определенным государством, его культурой, языком, правовой системой.

Намерение лица считать новое место проживания своим постоянным местом жительства должно быть доказано этим лицом. При этом презюмируется (т.е. предполагается при отсутствии доказательств об обратном), что сохраняется прежнее место жительства, а исходным постоянным местом жительства лица является место его рождения.

Российское право различает место жительства и постоянное место жительства. Например, статья 20 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что местом жительства лица признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Пребывание в иностранных государствах в связи с командировкой, работой по контракту, учебой, исполнением обязанностей военной или иной государственной службы Российской Федерации и тому подобными обстоятельствами не является основанием для предоставления таможенных льгот, предоставляемых в отношении товаров, ввозимых лицами, переселяющимися на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. Однако это не лишает указанных лиц права на получение таможенных льгот в отношении ввозимых товаров по другим основаниям.

3.8. Так как в соответствии со статьей 19 Таможенного кодекса Российской Федерации все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации товаров и транспортных средств, в том числе при осуществлении внешнеэкономической деятельности, то Общие правила, без каких-либо из них изъятий, применяются как к товарам, ввозимым (вывозимым) лицами, постоянно проживающими в Российской Федерации, так и товарам, ввозимым (вывозимым) лицами, постоянно проживающими за пределами Российской Федерации (в том числе в государствах - участниках СНГ).

Вместе с тем следует учитывать то, что общий порядок и условия тарифного и нетарифного регулирования, налогообложения и таможенного оформления может применяться в отношении перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, происходящих из государств - участников СНГ и предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, только в случае, если лица, их перемещающие, зарегистрированы в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве индивидуальных предпринимателей.

В случаях непредставления лицами в таможенный орган, производящий таможенное оформление, одновременно с таможенной декларацией, в отношении ввозимых ими товаров, предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности, документов и сведений, подтверждающих регистрацию этих лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации в качестве индивидуальных предпринимателей, такие товары должны помещаться на склады временного хранения, как это предусмотрено пунктом 3.13 Общих правил.


 Предыдущая статьяГлавная страница выпускаСледующая статья
© АвтоРынок, дизайн Олега Дулецкого, размещено на сервере компании ЕТайп