Газета АвтоРынок /Калининград/


www.reklama.ru. The Banner Network.
Reklama.Ru

НОВЫЕ "РАЗЪЯСНЕНИЯ" ОКОНЧАТЕЛЬНО ЗАПУТАЛИ ТАМОЖЕННИКОВ
Дмитрий Пискунов


Недавно в нашей газете было опубликовано письмо ГТК РФ, разъясняющее правила таможенного оформления автомобилей, ввозимых в Россию. История его появления такова. Летом 1996 года на свет появилось постановление правительства N 808, устанавливающее правила ввоза товаров физическими лицами. Это постановление вошло в противоречие с инструкцией по его применению, данной в приказе ГТК РФ приказом N 416. Полгода творилась чехарда, таможенники не знали как им поступать в ряде конкретных случаев. Через полгода - в январе 1997 года на свет появился приказ ГТК РФ N 35, которым вносились изменения и дополнения в приказ 416. Фактически появилась новая инструкция. Однако эта инструкция оказалась полна недомолвок. Прошел еще почти год и вот в конце 1997 года вышло очередное разъяснение - письмо ГТК РФ "О товарах, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу РФ" N 01-15/24204 от 15.12.97г. О нем в дальнейшем и пойдет речь.

Казалось бы, теперь-то уж решение всех вопросов отработано, и таможенники на основе полученных разъяснений могут спокойно выполнять свои служебные обязанности. Отнюдь! В ряде случаев "разъяснения" наоборот запутали и без того сложные вопросы таможенного оформления автомобилей.

Взять к примеру вопрос предоставления таможенных льгот морякам загранплавания при ввозе автомобилей в Россию. Ранее к этой категории причислялись все, кто работает на судах заграничного плавания под российским флагом. Теперь же по неизвестным причинам из льготного списка исключены лица, "осуществляющие функции обслуживания членов экипажа российского судна загранплавания либо пассажиров, следующих на таком судне". Остались же только те, кто "осуществляет функции управления, жизнеобеспечения и обслуживания судна во врем заграничного плавания".

Получается, что значительная часть работающих на судах (например, кок, врач, буфетчица, стюарт, прачка, матросы-рыбообработчики на плавбазах, крановщики, сотрудники на научно-исследовательских судах) выпали из льготного списка.

В автомобильном отделе Калининградской таможни к такой трактовке приказа ГТК РФ N 35 отнеслись скептически, продолжая новых "нельготников" считать все же льготниками и полагая, что их работа все же связана с жизнеобеспечением судна.

Другой момент, который озадачил таможенников при изучении "разъяснений" ГТК РФ, связан с расчетом таможенной стоимости автомобилей, выпущенных в 1995 году. А дело здесь вот в чем. В "разъяснениях" говорится, что "в случаях, если на транспортном средстве либо в относящихся к нему товаросопроводительных документах указан только месяц изготовления, то таким днем считается первое число этого месяца, если указан только год - 1 января этого года".

Вот и получается, что если в паспорте автомобиля указан этот год выпуска, то при его ввозе в Россию таможенные платежи будут сильно зависеть от того, в какой конкретно день он выпущен, и при желании его можно и подпортить. К примеру, если автомобиль выпущен 31 января 1995 года, то у него возраст окажется более трех лет и при растаможке придется заплатить таможенные платежи, рассчитанные по пониженным ставкам. Если день рождения автомобиля - 10 февраля 1995 года, то сегодня его засчитают в качестве нового (т.е. с возрастом менее трех лет), и ставки таможенных платежей значительно возрастут.

Так вот, фокус, который может проделать владелец такого автомобиля, может сэкономить ему значительную сумму денег. Для этого достаточно будет избавиться в техпаспорте автомобиля хотя бы от записи дня его выпуска (например, "нечаянно" уронить на бриф сигарету). А если потребуется, то таким же или иным способом можно избавитьс и от месяца выпуска.

Все это сильно не понравилось нашим таможенникам, ведь ранее в случае отсутствия данных о дне и месяце выпуска автомобиля датой его выпуска считался последний день года, что позволяло им брать таможенные платежи по максимуму, как за новые автомобили.

Кроме того, таможенники хотели бы собирать таможенные платежи по максимуму даже в том случае, когда запись о дне и месяце выпуска автомобиля в техпаспорте отсутствует (как, например, имеет место в техпаспортах автомобилей у литовцев и большей частью у американцев). При этом каждый раз полагая, что день выпуска является 31 декабря.

Что касается принадлежности судна, на котором ходят в загранплавание моряки, претендующие на таможенные льготы, то таможенники решили теперь требовать от судовладельца справку о том, под каким флагом ходит его судно. От этого зависит, предоставят моряку льготу или нет. Льготы будут давать, если моряк ходил на российском судне, а к ним относятс "только суда заграничного плавания под российским флагом". В других же случаях, "физическим лицам, работающим на иностранных судах (судах под иностранным флагом), в том числе арендованных (зафрахтованных) российскими лицами, льготы по уплате таможенных платежей, предусмотренные пунктом 2.6 Общих правил, в отношении транспортных средств не предоставляются".

Озадачила местных таможенников в новом "разъяснении" забывчивость московских чиновников об обещании, данном в приказе N 35, засчитывать сроки пребывания за границей в период с 1 августа по 31 декабря 1996 года.

Особое недовольство в "разъяснении" вызвала у таможенников трактовка понятия "отдельно следующего (несопровождаемого) багажа".

Согласно "разъяснениям", таможенные "льготы могут быть предоставлены как в случаях ввоза траспортного средства непосредственно при следовании лица через таможенную границу (ввоз сопровождаемого багажа), так и в случаях ввоза транспортных средств в соответствии с договором о перевозке отдельно следующим (несопровождаемым) багажом". В "разъяснениях" также указывается: "вместе с тем другие обстоятельства ввоза, не затрагиваемые в Общих правилах (такие как ввоз транспортных средств физическими лицами, следующими через таможенную границу Российской Федерации: из третьих стран при посредничестве иностранных транспортных компаний или физических лиц, действующих на основании договоров гражданско-правового характера, например, доверенностей), не могут служить основаниями для отказа в предоставлении таможенных льгот, предусмотренных пунктами 2.3-2.6, 2.8 Общих правил".

Таможенникам явно не нравится, когда моряки загранплавани соглашаются с предложениями других лиц предоставить за некоторое вознаграждение доверенность на ввоз иномарки в Россию в льготном порядке. Теперь у таможенников почва для отказа в предоставлении льгот, кажется, выбита из под ног.

В данной статье не исчерпаны все вопросы, которые возникли при знакомстве с новыми таможенными "разъяснения". Да и сами таможенники в растерянности. И такое состояние будет длиться до тех пор, пока не выработается общая позиция.


 Предыдущая статьяГлавная страница выпускаСледующая статья
© АвтоРынок, дизайн Олега Дулецкого, размещено на сервере компании ЕТайп