В БАЛТИЙСКОМ МОРЕ ЖИВЕТ СМЕРТЬ
РИГА, 21 мая, BNS - Спонтанное и одновременное выделение затопленных более 50 лет назад на дне Балтийского моря боевых отравляющих веществ может начаться через три шесть лет, сообщает российская "Парламентская газета".Среди затопленных материалов - 14 различных ядовитых боевых веществ, включая зарин, фосген и иприт.Вещества были затоплены после Второй мировой войны, когда более 300 тысяч тонн этих материалов перешли странам-участницам антигитлеровской коалиции. В соответствии с "суперсекретными договорами" oни не были уничтожены, а затоплены в море неподалеку от острова Борнхольм, а также - в морских проливах Скагеррак и Каттегат.Военно-морские силы США и Вeликобритании поступили по-простому: 42 старых кораблей были загружены 268 000 тоннами химических боеприпасов и затоплены. Советские корабли 35 тысяч артилерийских снарядов и авиационных бомб затопили вразброс.Российские специалисты сообщают, что коррозия оболочек снарядов и металлических частей кораблей происходит со скоростью 0,1-0,2 миллиметра в год. Через известное время под влиянием коррозии верхние слои снарядов сплющат нижние, вызвав спонтанное и одновременное выделение ядовитых веществ, что грозит экологической катастрофой глобального масштаба.Реальной опасности подвержены не жители побережья Скагеррака и Каттегатa, но рыбаки."Однако самое опасное заключается в том, что даже ничтожные количества ядовитых веществ типа иприта, попадая при посредничестве морских растений в живые организмы, вызывают необратимые изменения генетического кода. Также резко возрастает риск распространения онкологических заболеваний,"- говорится в газете.Молекулы иприта сохраняются 800 лет. Поскольку ежегодно в акваториях Балтийского и Северного морей добывается 2,5 миллиона тонн морепродуктов, риску подвергаются десятки миллионов людей в Европе и за ее рубежами.Опасны затопленные боеприпасы и с точки зрения международного терроризма - если какой-либо корабль был бы взорван, последствия будут труднопрогнозируемы.Специалисты разработали три варианта решения проблемы. Первый - поднять корабли и затопить их вновь в открытом океане, но это опасное решение, поскольку у любого корабля при его подъеме может разрушиться корпус. Кроме того, на это потребовалось бы десять лет и очень много денег. Второй вариант - поднять снаряды из грузовых трюмов и уничтожить, но это тоже дорогое, длительное и рискованное мероприятие.Третий вариант - можно изготовить саркофаги и покрыть ими корабли, но и это дорого и долго.Однако, как утверждает председатель комитета международных отношений Национального собрания Белоруссии Николай Чергинец, идею можно найти. Он предлагает воспользоваться российским методом, который имеет необходимую технологию для проведения такой операции. Ее можно провести за 3-4 года, а расходы были бы в десятки раз меньшими, чем при других вариантах.Сущность операции заключается в том, что со специально установленных над затопленным кораблем морских платформ спускаются трубы, с помощью которых корабль обливается специальным раствором, покрывающим весь корабль. Затем в морской воде раствор затвердевает. Таким образом, над кораблем образуется слой особого вещества, который мог бы разрушиться только примерно через 150 лет."А уже после этого можно было бы подумать о чем-либо другом,"- написал журналист. * Подготовлено по обзору иностранной прессы отдела анализа прессы МИД Латвии. |
© BNS