КОМПЬЮТЕРЫ: БЛАГО ИЛИ ТАЙНОЕ ОРУЖИЕ СИЛ ЗЛА?
ЮРИЙ РАДЧЕНКО, БИОРАДИОЛОГ "НН"
В начале 90-х годов Воронеж потрясла совсем необязательная смерть. Оператор умер за пультом управления компьютером от кровоизлияния в мозг. Вскрытие показало, что парень был, как говорится, в соку, тем более обследовался не очень давно. Одним словом, удар был нанесен стремительно, без всяких на то предпосылок. В Воронеже заговорили о том, что Александр М. стал первой официальной жертвой компьютерного вируса. Если так, то можно, наверное, ждать эпидемии похлеще чумы, так как ни одна уважающая себя фирма или организация уже не мыслит себя без компьютера. Достаточно сказать, что в Калининграде счет компьютерам измеряется уже в десятках тысяч. Да, фирмы-производители снабжают свои детища защитным экраном. Но этот экран спасает в какой-то мере только от излучения. Почему в какой-то мере - "закрыть" поток излучения полностью вряд ли кому удастся. Но не напоминает ли Вам подобное изобретение создание противогаза? Да, он способен защитить человека от воздействи отравляющих газов. А против автоматной очереди любой изолирующий противогаз бессилен. Нечто подобное может произойти и с компьютером, с той стороны, откуда мы не ждем. Но давайте не будем строить такие мрачные прогнозы, а посмотрим на историю создани компьютера с точки зрения современности. Существует ли реальная опасность того, что вирус-убийца из компьютера является именно тем орудием, которое "подрихтует" геометрический рост количества народонаселения? Напомню, что по расчетам демографов население земли к 2025 году составит 11 миллиардов человек (против 5,5 - 6 млрд, которые проживают сейчас). Кстати, к 2125 году, по оценкам тех же демографов число землян будет насчитывать 700 миллиардов. Сумеет ли Земля прокормить столько людей? А вдруг вирус-убийца из компьютера -естественный регулятор народонаселения? Но давайте потихоньку отвечать на некоторые вопросы.
ШЕРШЕ ЛЯ ФАМ?..
Тысячу раз были правы французы, когда утверждали, в любом деле надо быть мудрецом, поиск любого ответа начинается с "шерше ля фам", с поиска женщины. Как Вы думаете, кто был прародительницей первых компьютеров? Если не знаете, ни за что не догадаетесь. Это графиня Ада Ловелас, дочь знаменитого поэта Джорджа Ноэла Гордона Байрона, которая родилась в начале XIX века, точнее в 1815 году. Понятное дело, громкое имя ее отца открыло для девушки хорошую возможность получить блестящее образование, чем Ада, кстати, и воспользовалась. Предметом изучения для девушки стали астрономия, латынь, музыка и математика. Трудно сказать, чему бы Ада отдала предпочтение, если бы не встреча с английским математиком Чарльзом Бэббэджемом, которая произошла в середине 30-х годов прошлого столетия. К тому времени Чарльз был уже известным человеком и сумел "заразить" юную прелестницу любовью к цифрам. В течении нескольких лет Ада работала над созданием арифметических программ для его счетных машин. Так как эти машины считаютс предшественницами современных компьютеров, то Ада Ловелас (Байрон) по праву считается первой программисткой. Ее работы в этой области были опубликованы в 1843 году. Увлечение цифрами, к сожалению, обеспечило Аде довольно скорую смерть. Во всяком случае она умерла в возрасте 36 лет. До своего 37-летия не дотянула совсем чуть- чуть. Как Вы понимаете, графиня умерла от кровоизлияния в мозг. Не кажется ли Вам, что еще до создания компьютера первой его жертвой стала сама прародительница?ВИРУС - УБИЙЦА ИДЕНТИФИЦИРОВАН
Расследуя смерть своего коллеги, программисты-компьютерщики установили, что длина вируса равна 666 байтам. И тут же было построено предположение, что апокалипсическое число в вирусе явно не случайно, что он создан для того, чтобы убивать. Как это происходит практически? На экране компьютера, так же как и на кино - ТВ- экране, кадры меняются с традиционной частотой -24 кадра в секунду. Вирус-убийца выдает на экран 25-м кадром специальную световую комбинацию, изменяющую жизнедеятельность наблюдателя. Человек погружается в своего рода гипнотический транс, при котором мозг теряет контроль за работой организма. Впрочем, возможна и друга ситуация - меняющаяся через каждые 24 кадра картинка заставляет мозг "разбалансировать" жизненные процессы. Как бы там ни было, но подсознательное восприятие меняющихся узоров приводит к изменению сердечной деятельности. Артериальное давление в малом круге обращения то резко возрастает, то не менее резко падает, следовательно так же резко меняется нагрузка на сосуды головного мозга. В конце концов, они имеют не безграничный запас прочности и взрываются. Кстати, этот трюк имеет довольно-таки давнюю историю. Еще в середине 70-х годов проводились подобные эксперименты с вкраплением в обычный ролик 25-го кадра. Именно так поступали производители рекламных фильмов. Вставляя в обыкновенную киноленту 25-й кадр с коротким рекламным текстом, можно заставить кинозрителя отдавать предпочтение тем или иным товарам. Человек не успевает "осознать" лишний кадр, зато в мозгу реклама четко отпечатывается и воспринимается как указания к действию. Тогда, в середине - конце 70-х годов подобные эксперименты вызвали особый шум на Западе и были признаны покушением на свободу воли. Но то, что было запрещено в семидесятые, неожиданно проявило себя накануне Нового, 1998 года. Именно в середине декабря, точнее 16 декабря 1997 года в японские больницы одного за другим доставляли малышей, которые стали биться в судорогах, напоминающих эпилептические. У многих малышей при этом была рвота, прерывалось дыхание. По сообщению ИТАР-ТАСС, общее число пострадавших составило свыше 700 человек, пята часть из которых госпитализирована. Врачи обратили внимание на то, что болезненные симптомы появились у детей сразу после и во время просмотра известного мультсериала "Покемон" (Карманные монстры). Дети рассказали, что им стало плохо после того, как у Пикачу (одного из главных персонажей) стали нестерпимо сверкать глаза. Кстати, перед этим на экране пульсировали вспышки красного цвета (по замыслу создателей сериала это должно было означать взрыв "Электронной бомбы"). Японские врачи пришли к выводу, что причиной судорог стало резкое чередование яркого разноцветного света. У некоторых людей это может вызывать спазмы сосудов головного мозга. Масло в огонь подлило высказыание известного психиатра Рики Каемы, который заявил, что массовая "фоточувствительность" к эпилепсии стала следствием вспышек света на зрение детей. Групповые случаи эпилепсии уже отмечались в местах массового скоплени народа во время массовых мероприятий с применением светоэффектов. Комментируя происшествие, старший научный сотрудник Института психиатрии Министерства здравоохранения РФ Карина Маратовна Шипкова отметила, что есть такой медицинский термин -"судорожная готовность мозга", ею обладают маленькие дети. Любое болезненное состояние организма вызывает у них судороги. Затем в течение жизни этот фон снижается. Для проверки судорожной активности мозга проводят электроэнцефалограммы: перед глазами расслабленного человека чередуются яркие световые вспышки, а если прибор фиксирует резкие скачки, то мозг человека поврежден, предрасположен к эпилепсии. Но даже в этой ситуации никто не набрался смелости сказать людям правду о том, что "склеивание" 25 кадра было очевидно. Создатели мультипликационного сериала постарались именно таким способом привлечь внимание как можно большего числа зрителей. Можете представить, каким бы был результат, если бы при этом был выведен на экран вирус-убийца. Тогда бы количество жертв, причем с летальным исходом, резко бы возросло.ВИРУС - НОВАЯ ФОРМА ЖИЗНИ?
Один из свидетелей воронежской трагедии, коллега Александра М., потрясенный случившимся, и смертью друга, и открытием убийцы-вируса, был эмоционален - "я честно говоря, даже не могу представить себе, каким образом была найдена эта комбинаци цветов, какой дьявольский разум подсказал ее человеку, написавшему этот вирус. Если только это человек... Боюсь, как бы бредни фантастов о всемогущем искусственном интеллекте, возникшем в сложной паутине компьютерных сетей, опутавшей весь мир и очень напоминающей нейронные сети в человеческом мозгу, не оказались близки к истине..." Человек и компьютер, кстати, имеют больше схожести между собой, чем могли предполагать ранее. Особенно впечатляет в этом плане открытие в 1995 году японским ученым Оки Накамурой принципиально нового понимания строения человеческого организма. Хрестоматийная фраза о том, что взрослый человек на 65 %, а ребенок на 80 % состоит из воды подвергается расшифровке. На 83 % из воды состоит кровь, на 70-80 % мозг, сердце, мышцы, на 15-20 % кости. Это все было известно давно, а вот Накамура пришел к выводу, что наш организм строится на жидких кристаллах воды -подобно гигантской структуре, состоящей из микроскопических кристаллических компьютерных схем разных уровней. Как и любая компьютерная схема, человек запрограммирован природой на ведение того или иного образа жизни с соотвествующей работоспособностью и долговечностью. По Накамуре, заменяя "выбывшие из строя" жидкокристаллические схемы органов и их частей (в случае их искусственного производства), человек может достичь своей заветной мечты - обрести бессмертие. Но в ближайшее время на это вряд ли стоит рассчитывать, так как сегодняшний уровень качества схем, применяемых в компьютерах, опять-таки по мнению японского ученого, сопоставимы с человеческими схемами, как "маковые зернышки с небоскребами". А ведь помимо всего прочего, умение программировать хотя бы работу мозга человека, можно достичь колоссальных успехов. Например, в настоящее время у среднего человека мозг работает на 2-3 %, а если довести это дело до 50-70 %? Во-первых, любой смертный будет "соображать головой" как гений. Во-вторых, отпадает необходимость в отдыхе, то есть и мы сможем проводить с нашими милыми женушками гораздо больше времени. И, наконец, человеческий организм перестанет нуждаться в еде. Это с одной стороны хорошо - не нужно бегать с авоськами по рынку, с другой - куда же пиво заливать? Из алкогольной державы мы превратимся в сереньких людишек, для которых любой праздник будет без вкуса, без цвета, без запаха. И никаких маринованных грибочков, солененьких огурчиков и селедки. И тогда наступит эра человеческих киборгов. Помните песню, известную в середине 70-х годов: "говорят, что будет сердце из нейлона...". Но вернемся к нашим баранам, то бишь вирусам из компьютера. Выдающийс английский астрофизик и космолог Стивен Хокинг, занимающий в Кембриджском университете ту же кафедру, которую в XVII веке возглавлял сэр Исаак Ньютон, на симпозиуме в Бостоне буквально огорошил своих оппонентов. И неудивительно, так как Стивен Хокинг заявил буквально следующее: компьютерные вирусы следует считать одной из форм жизни! Здесь следует оговориться: хотя вирусы и не имеют собственного обмена веществ, но они вполне могут паразитировать на пораженных ими организмах. Это позволило сэру Хокингу сделать неутешительный вывод -единственная созданна человеком форма жизни служит исключительно для разрушения. Я считаю, что это кое-что говорит о натуре человека. Мы создали жизни по своему образцу и подобию. С одной стороны вывод Хокинга может показаться весьма парадоксальным. С другой - он выглядит не таким уж экстраординарным. Мне, как человеку, долгие годы занимающемуся нетрадиционными видами энергетики, не составляет труда убедиться в правдоподобности этой гипотезы, так как и я, например, вполне допускаю существование "золотой середины" между живой и неживой природой. То есть между двумя берегами реки всегда находится водная гладь, которая их соединяет. Мне нравится пример, который всегда приводит известный питерский ученый, отчего не познакомить Вас с ним: Все знают, что перелетные птицы напрямую пересекают Атлантический океан. Элементарный расчет показывает, что для перелета птица расходует такое количество энергии, которое может быть компенсировано многими килограммами пищи. Если исходить из чисто физических расчетов, птицы не могут пролететь и половины расстояния: через несколько сотен километров, исчерпав свой энергетический ресурс, они должны упасть в океан. Но они летят. Значит птицы каким-то образом получают дополнительную энергию из окружающего пространства. Значит, энергетика живого организма взаимодействует с энергетикой космоса. Почему бы не предположить, что и неживая природа может реагировать на нас?(Окончание следует)
© Новый Наблюдатель, дизайн и размещение компании EType Co |