Предыдущая статья Новый Наблюдатель /Калининград/ Следующая статья
www.reklama.ru. The Banner Network.
Reklama.Ru

ЭКОПОЛОСА - ДАТЧАНЕ ПОМОГАЮТ ЗООПАРКУ
(Соб. инф.)


Были времена, когда калининградский зоопарк славился на всю страну. И было чем славиться: из "самой Москвы" приезжали люди, чтобы посмотреть, скажем, на наших медведей, содержащихся не в клетках, как было тогда принято почти повсеместно в стране, а едва ли ни в "естественных условиях", среди стилизованных скал. В более "выгодных", по сравнению с другими городами, условиях содержались у нас и другие животные.

Следует, конечно, признать, что заслуга в создании столь уникальных условий для зверей (а следовательно, и дл посетителей зоопарка) принадлежит жителям бывшего Кенигсберга, а также тем первым русским переселенцам, которые восстанавливали разрушенный войной город. Однако со временем эта заслуга как бы сошла "на нет" -- в силу самых разных причин, и прежде всего -- недостаточного финансирования, наш зоопарк все больше и больше "ветшал", утрачивая постепенно свою исключительность. А на сегодняшний день многое здесь попросту устарело. Теперь нам нечем удавить иногородних гостей, впору самим ехать в другие города и посещать зоопарки, обустроенные по самым современным меркам.

Много лет назад, еще при советской власти, была предпринята попытка создать в зоопарке нечто вроде детского городка... К чему она привела, нынче может убедиться любой посетитель зоопарка: в деревянных теремках можно разве что пиццу купить (хоть какое-то нашлось им применение), а фонтан с Белоснежкой и семью гномами, из-за грубо нарушенной при постройке гидроизоляции, вовсе бездействует, кроме того, проблемы с все той же гидроизоляцией не позволяют пустить в строй новый "естественный" вольер дл гепардов...

Но есть в Калининграде экологический центр "ЕСАТ", который вот уже достаточно долгое время помогает зоопарку в поддержании международных связей. Как рассказала А.Иванова, эксперт центра,"ЕСАТ" уже оказал зоопарку, так сказать, информационно-рекламную поддержку, содействие в выпуске цветных буклетов на трех языках. Теперь, выйдя на датских партнеров из города Ольбург, сотрудники "ЕСАТ" организовали строительство в зоопарке нового детского городка.

Проект уже разработан, датская сторона берет на себ финансирование строительства в пределах от 20 до 25 тысяч долларов. Введение в строй этого нового объекта планируется к летнему сезону текущего года. Какие выгоды ожидаются от этого нововведения? Прежде всего, увеличится посещаемость зоопарка самыми, пожалуй, активными зрителями -- детьми. Кроме того, здесь предусматривается торговля различными кормами для зверей, пускай по символическим ценам, но это все-таки вклад в довольно скудный бюджет зоопарка. А эти деньги, вместе с привлеченными средствами спонсоров, позволят улучшить условия содержания зверей. Ведь не секрет, что многие родители попросту перестали водить сюда детей, чтобы те не видели, как животные тут мучаются. А животное, уж коли попало в зоопарк, заслуживает все-таки достойных условий существования...

Использованы фотографии с Интернет-сервера калининградского зоопарка и его московского зеркала.


НОВАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ КАЛИНИНГРАДА А.Андреев

Сотрудниками центра "ЕСАТ" в настоящее время разрабатываетс интегрированная концепция городского транспорта, с описанием краткого проекта которой мы вас знакомим.

С началом перехода стран Восточной Европы к рыночной экономике экологические проблемы, вызванные транспортом, возросли. Это относится и к Калининграду являющемуся важнейшим связущим звеном в торговле между Западной Европой и Россией в регионе Балтийского моря. Главной целью предлагаемого проекта является оказание содействия Калининграду в сокращении негативного влияни транспорта на окружающую среду в рамках устойчивого развити города путем.

А. Разработки и реализации интегрированной концепции городского транспорта;

Б. Введении технического и экологического контрол автомобилей;

В. Повышения уровня общественного сознания в вопросах влияни транспорта на окружающую среду;

Интегрированная концепция городского транспорта для Калининграда будет разработана и реализована последовательно в 5 этапов. На Этапе 1 будет собрана и проанализирована необходимая информация, на основе чего будет разработана интегрированая концепци городского транспорта (Этап 2). На Этапе 3 будет осуществлена подготовка к ее реализации, включая разработку финансовой концепции и определение приоритетных мер. После оценки утверждения концепции ответственными властными и законодательными органами (Этап 4) начнется ее реализация (Этап 5).

Для совершенствования технического и экологического контрол автомобилей в Калининграде необходимы как инвестиции в техническую инфраструктуру, так и совершенствование использовани трудовых ресурсов. Запланированные инвестиции для создани станции техосмотра, предоставляемые фирмой ТЮФ Берлин -- Бранденбург, частью бюджета проекта не являются, о чем упоминается в данном проектном предложении. Однако, обучение специалистов согласно западным стандартам, необходимо для начала работы на станции техосмотра, будет проводиться в рамках предлагаемого проекта.

Повышение уровня общественного сознания в вопросах влияни транспорта на окружающую среду и здоровье является основной дл изменения отношения человека к использованию автомбилей, к потреблению услуг транспорта, а также для популяризации концепции его устойчивого развития. Для того, чтобы повысить уровень общественного сознания, будет организована информационна компания о влиянии транспорта на окружающую среду и здоровье, о путях устойчивого развития транспорта, включающая различные мероприятия.

Благодаря данному проекту, направленному на сокращение негативного влияния транспорта на окружающую среду в городе, будет создана долгосрочная основа для решения экологических проблем, связанный с транспортом в Калининграде. Кроме того, данный проект усилит эффективность результатов деятельности по программе TACIS на региональном уровне на пути к устойчивому и экономически стабильному развитию области. Распространение результатов проекта будет обеспечено за счет ведения необходимой документации, составления отчетов, выпуска рекламных, учебных и информационных материалов, проведения пресс-конференций, выпуска газетных статей, радио и телепередач, распространения информации о проекте в Союзе российских городов и в Союзе балтийских городов, среди транспортных и экологических организаций и всех заинтересованных сторон.

Координация проекта будет осуществляться ЕСАТ-Kaliningrad, а его реализация следующими российскими и западными партнерами:

Российские партнеры: мэрия Калининграда (Управление архитектуры и градостроительства, отдел транспорта, отдел охраны окружающей среды), ГАИ и Государственный комитет по охране окружающей среды Калининградской области.

Западные партнеры: ТЮФ Берлин-Бранденбург, Центр инноваций в транспорте.

Прокомментировать этот проект мы попросили экспертов-экологов центра ЕСАТ Ольгу Ковалеву и Аллу Иванову.

"НН": -- Каким образом практически осуществляется первый этап проекта -- сбор информации?

О.Ковалева -- Здесь, в Калининграде, на постоянной основе живет и работает представитель немецкого Центра инноваций на транспорте, Э.Краузе. Он лично этим занимается: начал с того, что целую неделю визуально обследовал все маршруты. Например, трамвайные -- салится в трамвай и все фиксировал: через какие промежутки времени этот трамвай ходит, каково его техническое состояние, сколько народу ездит и т.д. Что его поразило, по его словам, так это путаница в названиях остановок. Например, на одной стороне написано "ул.Красная", а на противоположной -- совсем другое название... Казалось бы -- мелочи, а они создают неразбериху. А у нас в России много таких "мелочей"...

"НН": -- А не лучше ли, скажем, для разгрузки городского автомобилепотоеа попросту ограничить, или вовсе запретить на какое-то время ввоз сюда автомобилей?

А.Иванова: -- Запретить мы не можем, да и ограничениями все равно ничего не добьешься. А вот через введение повсеместных платных стоянок -- другое дело. Человек будет думать: платить ему, скажем, 50 тысяч в день за парковку автомобиля, или ездить на общественном транспорте... Лучший рычаг регулирования -- экономический, как только станет невыгодно ездить по городу на машине, то и не будут...

О.Ковалева: -- Насколько я информирована, сейчас на таможне планируется ввести следующее ограничение: если автомобиль младше 5 лет, его можно растаможить на область, если старше -- только на Россию.

"НН": -- А предусматривается ли транспортной концепцией решение каких-то конкретных проблем, например, судьбы трамвайных путей по ул. Горького и Невского?

О.Ковалева: Мы связывались с травайно-троллейбусным управлением, и они, конечно же против того, чтобы пути убрать и сделать на этих улицах только автобусное движение. Мотивируют это тем, что эти маршруты очень загруженные, и приносят прибыль. А жители домов, выходящих на трамвайные пути, наоборот, жалуются на вибрацию, шум и т.п. Довольно противоречивое отношение к этой проблеме: с одной стороны, трамвай считается наиболее экологичным видом транспорта, с другой -- на узкой улице Горького, например, наличие трамвайных путей недостаточно продумано, это чревато многочисленными аварийными ситуациями. Нам кажется, к этой проблеме следует подходить именно с точки зрения безопасности движения. Вот в рамках нашего проекта и будут рассматриваться и разрешаться подобные ситуации.

"НН": -- А как ГАИ относится к проекту новой транспортной концепции?

О.Ковалева: -- Они очень позитивно отнеслись к нему, и сказали, что будут поддерживать на всех этапах реализации. Очень положительна их реакция на строительство станции техобслуживани автомобилей.


ПОКА ПАРКОВЫЙ РУЧЕЙ САМ РОЕТ СЕБЕ РУСЛО... А.Андреев

"В рамках выполнения институтом в 1997 году работы по исследованию санитарно-экологического состояния ручья Парковый в г.Калининграде, впадающего в реку Преголя, установлено, что концентрация сбрасываемых в ручей веществ превышает предельно-допустимую по различным химическим элементам до 36,4 раза. Концентрация меди, цинка и свинца в донных отложениях ручь относится к запредельной, т.е. превышает уровень, требующий вмешательства. Отмечено также наличие в донных отложениях большого количества фосфора, азота общего, углерода органического и неорганического, что свидетельствует о загрязнении донных отложений хозяйственно-бытовыми и фекальными стоками, а также о накоплении растительных остатков. В теплое время года органические составляющие донных отложений активно разлагаются, выделяя в атмосферу неприятные запахи (сероводород, аммиак). Аналогичная картина, а во многих случаях и худшая наблюдается и на остальных водотоках города, впадающих в реку Преголя. В результате состояние реки постоянно ухудшается".
(Из письма, подготовленного ОАО "Запводпроект" в областную Думу).

Наш корреспондент встретился с И.Р.Кашталяном, начальником отдела мелиоративного и водохозяйственного строительства ОАО "Запводпроект", который более подробно обрисовал ситуацию с ручьем Парковым, а также другими городскими водотоками.

"НН": -- Насколько я помню, этот ручей всегда находился в плачевном состоянии, беда с ним случилась не сегодня и не вчера...

И.Кашталян: -- Да, видимо у городских властей и раньше, еще при советской власти, находились более важные проблемы -- жилье, быт и т.п. На водотоки никто не обращал внимания. Вот и подошли к такому рубежу, что дальше тянуть нельзя. Насколько я знаю, мэрия включает в инвестиционную программу на 1998-2000 годы, комплексное обследование с разработками мероприятий по улучшению состояния водотоков. Как эта программа будет финансироваться -- это вопрос, но тем не менее, такие разговоры ведутся.

"НН": -- Что нужно сделать в первую очередь?

И.К.: -- Для начала нужно выявить состояние всех водотоков, потому что сбросы идут откуда угодно, кроме того, сами русла настолько в плохом состоянии, что даже если прекратить все сбросы, ситуация не улучшится. И конечно, нужно чистить русла от донных остатков. Вывозить их куда-то и "хоронить". Не говоря уже о том, что надо приводить в порядок городскую ливневую канализацию, которая сегодня, по данным "Водоканала", работает с тройной нагрузкой. С послевоенных времен никто этим вопросом не занимался.

"НН": -- Парковый ручей течет через весь город, он у всех на виду. Возможно ли каким-то образом подключить общественность к решению его проблем?

И.К.: -- Что могут простые люди? Ну, разве что собрать мусор на откосах, что уже делалось в прошлом году. А заниматься руслом могут только специалисты, с соответствующей техникой и материалами.

"НН": -- Вот смотрите: протяженность ручья -- чуть больше 5 километров. В городе у нас больше 50 школ. Получается, по 100 человек со школы -- и можно на каждый метр ручья поставть того же школьника с лопатой (если, конечно, ребята откликнулись бы на соответствующий призыв). Ведь там и простой лопатой можно много сделать.

И.К.: -- Нечто подобное уже делалось, насколько я з наю, при содействии социальной службы молодежи. В районе парка Калинина, как раз и проводились такие работы, на уровне лопаты. Там это было, вообщем-то, необходимо, поскольку в этом районе русло ручь настолько забито донными наносами, что ручей уже в обход прежнего русла прокладывает себе новое...

"НН": -- Так может, подождать, пока ручей сам "выберет" себе новое русло, а старое -- ликвидировать?

И.К.: -- А вы думаете, это будет дешевле? Дешевле всегда содержать в нормальном состоянии то, что уже есть, а не ломать старое и делать новое. Кроме того, одним ручьем проблема не исчерпывается. Ручей Парковый входит в гидроузел: Озеро Верхнее, в которое впадают ручьи Северный и Голубой, а вытекают -- Парковый и Литовский, ну и еще сброс в Нижний пруд. Тут целая система... В свое время озеро чистили, но грянула "перестройка", деньги кончились, и дело бросили на полпути. Не довели до конца и благоустройство берегов. Хотя рано или поздно все равно придетс к этому возвращаться. Сейчас вот появилась новая программа губернатора, в которой большое внимание уделяется и р.Преголя, и всем городским водотокам. Новые власти, вроде бы, начали немножко заниматься этим вопросом.

"НН": -- А не было ли попыток обратиться к подобному зарубежному опыту?

И.К.: -- Дело в том, что такого зарубежного опыта нет. Там просто никогда не запускали водоемы до такой степени. За рубежом все делают сразу и вовремя. Это только мы считаем, что если природа что-то нам дала, то это будет вечно... А вечного не бывает. А, скажем, в Германии такая проблема просто не стоит. Там из Рейна воду можно пить в любом месте.

У нас проблема зашла очень далеко: даже если мы сейчас вычистим все русло Паркового ручья, то оно все равно, за счет других стоков, вскоре загрязнится... Тут реально поможет только комплексный подход.


Предыдущая статьяРазворотСледующая статья
© Новый Наблюдатель, дизайн и размещение компании EType Co