ПОСИДЕЛКИ
У нас в гостях - Александр Семенович Великанов, эстрадный и оперный певец, как принято говорить, "временно не работающий". Окончив в 1983 году Саратовскую консерваторию (вокальное отделение), он делом своей жизни считает создание своей авторской методики обучени вокальному искусству. Вместе с Александром Семеновичем у нас побывали и две его ученицы, Александра и Агнесса.
Александра: - Я смотрю, мы уходим в дебри. Я коротко расскажу вам методику Александра Семеновича. Она строится на полной свободе. Никакого напряжения вообще. Лицо должно быть свободным, человек должен улыбаться, если он радуется, а не делать из своего рта черт знает что. Звук-то все равно будет хороший... А.В.: - Дело еще вот в чем. Я всегда старался наших певцов, будь то Сметанников или Штоколов, слушать не с позиций критики, а с позиций поиска рационального, того, что соответствует моей концепции. Вот недавно мен сагитировали сходить на концерт Екатерины Громовой, разрекламировали ее как выдающегося педагога, на которой чуть ли не вся культура России держится, по крайней мере, Петербурга. Кроме того, я слышал, что у нее какая-то сво методика. Я подумал: а вдруг это то, над чем и я работаю? Пошел... и был разочарован - пела она очень "правильно" и скованно. Спела буквально три ноты, и мне стало так тоскливо. Нет в этом настроения. Именно это отличает "классику" от эстрады. "Классика" - это все врем подделка, и люди это подсознательно чувствуют. Подойдите в любом городе, где есть оперный театр, к прохожим, и предложите им сходить в оперу. Я уверен, что вы обязательно столкнетесь с такой реакцией: "Что, в оперу? Это где "уо-уо" поют?" Они не знают, в чем проблема, но подсознательно чувствуют эту "уо-уо" фальшь, подделку. Эта фальшь и отталкивает людей от классики и оперы в сторону эстрады. Потому что там -естественность и свобода..."HH": - Вы говорили, что разработали какую-то уникальную методику. В чем она состоит?
А.Великанов (А.В.): - Да, авторская методика. Она довольно парадоксальная. Как говорится, все в этом мире держится на фанатах. Ни в искусстве, ни в науке, ни в спорте нефанатичный человек ничего не добьется. Последние 10 лет я старался найти пути выхода из этой методики обучени вокалу, которую у нас используют.... Отличие моей методики от, так сказать, "классической" очень простое, как говорится, все гениальное просто..."HH": - Но не все простое - гениально...
А.В.: - Для того, чтобы простое стало гениальным, и существуют фанаты. Которые находят самые простые, самые правильные, самые короткие пути... Так вот. У нас, к сожалению, сложилась такая система, что в педагоги идут те, кто не умеет петь. Им больше ничего не остается. И своих учеников они сковывают "культурой", техникой: дескать, "округли звук, собери и направь". Почему у нас эстрада котируется? Потому, что эстрадные исполнители поют свободно, раскованно. "Консерваторские" исполнители их, как правило, презирают: мол, а-а, эстрадники, это те, безголосые, что с "соской" поют... ("Соска" на музжаргоне - микрофон -прим.ред.) Да, они поют с "соской", но - открыто, естественно. Скажем, пусть Лещенко и Кобзон попробуют спеть репертуар Малинина, Градского или Макаревича. Это же будет пародия, потому что они, скованные "школой" и "техникой", не смогут петь открыто..."HH": - А что, Елена Образцова - плохо поет?
А.В.: - Образцова открывает нижний регистр, но верха у нее -скованные. Кстати, за свободу в нижнем регистре приверженцы "классической школы" ее и критикуют."HH": - Но ведь публика на нее идет. Значит, нравится.
Александра: - Так какая это публика..."HH": - Хорошо. А Паваротти?
А.В.: - Это певец, о котором я, казалось бы, даже не имею права говорить. Но, увы, все познается в сравнении. Я слушал таких певцов, которые стоят по уровню выше Паваротти. У него великолепный голос, полный диапазон, но все-таки напряжение... Вы посмотрите на его челюсти, вы увидите. А вот Пласидо Доминго, Юсси Бьорлинг, Франко Корелли, Франческо Мэрли, Адольф Далапоца и другие..."HH": - А вам не кажется, что в вашей "жесткой установке" на свободу - уже несвобода? Человек вправе в пределах своей свободы выбрать, скажем, дисциплину тоже...
Александра: - У нас, знаете, как было? Приходили люди на занятия, которые вообще ничего не могли, четыре ноты - весь диапазон, и то "мимо" пели. А потом потихоньку распевались, освобождались, начинали писать стихи, рисовать, у них вдруг распрямлялась спина, они будто бы находили себя..."HH": - В связи с этим рискую спросить: так может быть, ваша методика помогает раскрепоститься людям закомплексованным, и не более того? Это, конечно, благородное дело, но оно не нужно мировой культуре пения? По крайней мере, той, что продается?
А.В.: - Я вам назову имена, которые продаются, на которых идет публика. Лучше всех записала "Кармен" - много разных "Кармен" слышал, - так вот, лучше всех - Михенес-Джонсон, эстрадная певица. Если вы послушаете, не останетесь равнодушными..."HH": - Мне кажется, человек, с детства приученный к "классическому" оперному исполнению, никогда не пойдет слушать вашу "открытую манеру"... Вы его не убедите.
Александра: - Пойдет. Я оперу с детства обожала. Но не могла слушать. Послушаю минут десять-пятнадцать - все, противно становится... Но вот появился Александр Семенович, дал мне послушать пластинки, показал видеокассеты - певцы разные, и немцы, и итальянцы. И вот слушаю, слушаю - и не могу наслушаться. Потому что они поют в свободной, открытой манере. Наши "классики" сказали бы: "верещат, как мартовские коты...""HH": - Мне этот наш разговор начинает напоминать страсти, бушующие в нашей рубрике "Say it with music", где пишут, что, дескать, панки - лохи, а рэпперы - хорошие, и наоборот. Так вот и вы считаете тех, кто поет не в "свободной манере" - плохими, а себя - хорошими. Так, может быть, вы расскажете о ваших успехах? Каковы результаты вашей деятельности?
А.В.: - Если вы просмотрели видеокассету, которую я вам давал, то там вы видели людей, которые прозанимались у меня менее полугода. Кроме Александры..."HH": - Кто они, эти люди?
А.В.: - Абсолютно случайные люди. Просто услышали, что я занимаюсь этим делом, и пришли. У нас нет никакого отбора, мы берем всех. Разница между официальной методикой и моей в том, что те сначала "окультуривают", а я "открываю". И когда человек откроется, расслаблится - появляется и "культура", и округлость, и мягкость, и диапазон. А если его изначально "закрыть" - что потом можно сделать? Так что люди случайные: один "виссарионовец", один предприниматель, один военный летчик, пенсионер... Есть столяры, переводчики... Им было просто любопытно. А когда начало что-то получаться.... тут начались проблемы: крыши нет, концертмейстера нет, люди стали уходить..."HH": - А чему они научились?
А.В.: - Они сейчас абсолютно все могут выйти и спеть опереточные вещи. Но дело в том, что "уровня" нету, дл "уровня" надо хотя бы полгода стабильных занятий... Я берусь за полгода научить петь любого человека, хоть вас..."HH": - Хорошо. Сколько нужно вам заплатить, чтобы через полгода я мог прийти к жене и спеть ей какую-нибудь арию?
А.В.: - Если в неделю по три занятия, по 25 тысяч заниятие... Это выходит около двух миллионов, за 70-80 занятий. Некоторые люди, у которых есть деньги и желание, готовы заплатить."HH": - А вы не пробовали как-то официально вести преподавательскую деятельность?
А.В.: - Официальные структуры меня изначально атакуют..."HH": - Что за "официальные структуры"? Вы что, политикой занимаетесь?
А.В.: - Дирижеры-хоровики, вокалисты, которые занимаются этим профессионально. А я - эдакий возмутитель спокойствия, который доказывает, что они вроде бы и не нужны. Александра: - Он пришел как-то в музыкальное училище и говорит: давайте сделаем экспериментальный класс, вы всех, кого отсеиваете, кто вам не подошел, давайте мне. Ему сказали: извините, мест нет, ничего не можем сделать."HH": - Ну, я не вижу особой травли в том, что вас не взяли на работу. Может, и действительно мест не было, так что же?
Александра: - Ага, а других-то потом взяли... А.В.: - Я вам объясню, в чем проблема. Когда я начинаю заниматься с людьми, это действительно напоминает пение мартовских котов, дикие крики... И это сразу официальных преподавателей шокирует, потому что они учат "культурно" петь... А я начинаю освобождать, открывать человека. То есть они начинают строительство дома с отделочных работ: еще стен нет, фундамента нет, а они начинают наводить марафет. Возможно это? Я считаю, нужно сначала возвести фундамент..."HH": - Так может, вам следует показывать не "мартовских котов", а результат? Дескать, смотрите - полгода назад этот человек был ни бе, ни ме, а теперь - вот как поет!
А.В.: - Так я не могу даже толком этот полугодичный курс провести, у меня нет возможности... Люди занимаются, а потом видят такое дело: помещения нет, концертмейстера нет, документ дать я не могу - и уходят... Александра: - Меня никто не хотел брать, даже в паршивый хор не хотели брать. Голоса, говорят, нет, слуха - нет. (Хотя в шестилетнем возрасте в музыкалку с абсолютным слухом брали, как ни странно...) Так вот, что он из меня сделал: в России колоратурных сопрано человек двадцать всего. Так я - в числе этих двадцати... Словом, если хотите научиться петь - приходите к Александру Семеновичу, он научит. А.В.: - У меня "Царицу ночи", сложнейшую, считается, арию, в мире ее поют единицы, поют все."HH": - А не пойти ли вам другим путем: назначать не абстрактную цену за занятия - 25 тыс.рублей, а просчитать - сколько вы человек реально за полгода можете подготовить, и что вам для этого надо: помещение, концертмейстер, ну и себе на жизнь. Сколько это будет стоить? Так, грубо, по-рыночному?
А.В.: - Я это подсчитывал полгода назад. Шесть миллионов."HH": - Вот видите, это получается с шести человек не по два, а уже по миллиону. Считайте, что пятьдесят процентов я у вас выторговал... (Смех). Так вы можете явить миру чудо, если вам сейчас дать шесть миллионов?
А.В.: - Я могу так сказать: если люди десять лет учатся и не могут спеть арию Карамболины, а у меня за три месяца это умеют, то какой экономический эффект мог бы быть! То есть, за шесть месяцев - десятилетнее образование... Я исхожу из таких расчетов: 200 - концертмейстеру, 300 - аренда помещения, 500 -мне (на семью это не так уж и много). И я готов явить чудо."HH": - А ваша, как вы говорите, авторская методика - она где-то зафиксирована или зарегистрирована?
А.В.: - Ее не зарегистрируют, потому что отвергают, не слушая. Я пробовал ее зарегистрировать в Управлении культуры, не стали слушать... Я показывал видеокассету с моей работой в Доме народного творчества. Там девчонки поют сложнейшие арии мирового репертуара, такого вообще никогда не было... Они не посмотрели, у них нет времени... Я заходил четыре раза, пока случайно не услышал, из-за двери: "Этот придурок опять пришел, думает, что у меня есть время смотреть его кассеты..." Им это не надо..."HH": - Но у нас в городе не один лишь Дом творчества. Куда вы еще обращались?
А.В.: - В музыкальную школу Московского района - раз; в школу Глиэра - два; в музыкальную школу Балтийского района - три; в Дом пионеров - четыре. Ходил в отдел соцзащиты в облдуме..."HH": - Подождите. Вы занимаетесь чем - культурой? А почему вы не пошли к начальнику областного управления культуры?
А.В.: - О!.. Я к нему ходил... Ни один человек меня в жизни никогда так не послал, как он. Еще четыре года назад я, прослышав про его "Антрепризу", зашел к нему. Говорю: занимаюсь тем-то, тем-то, хотел бы найти с вами сотрудничество... Ответ: "Я не благотворительна организация, и мне это неинтересно. Вот если будете вести нашу линию, то тогда...""HH": - Какую "нашу линию"?
А.В.: - Я тогда тоже не мог понять, что он собиралс организовать. Знал, что что-то такое типа рока, джаза, а от этой сферы далек... Потом, когда он "встал у руля", обрадовался: наконец-то человек, который действительно сам прошел через искусство... Я думал, он знает, как трудно становление, и поможет... Так когда я к нему пришел, он на меня как заорал: "Вы что там со своими театрами, вы все нахлебники, я вот сам все создал, я начинал с нуля..." Он мен выставил с треском оттуда. С таким хамством, с каким никогда не сталкивался... Теперь. Мы ходили к Фельдману, который тоже трудное становление здесь проходил. Филармония его не принимала, "футболили", и вот он создал оркестр при театре... Ну, казалось бы, он-то должен был поддержать! Увы, у него тоже вдруг понесло такое: "А, это что такое, это соревнование... это вообще не культура..." Так какая культура, если прошло всего полтора месяца занятий, а люди были вообще без голоса, без всего... Но они уже тогда преодолевали те трудные произведения, которые "классики", двадцать-тридцать лет пропевшие, не могут преодолеть... Есть документ - видеозапись... Александра: - Это же какая перспектива, неужели они не понимают? Вот что они могут через три месяца, а что будет через полгода, год?"HH": - То есть, получается, в перспективе будет театр, в который будут ходить люди?
Александра: - Будет! Именно народный театр."HH": - Ну, с Лысенко понятно. Но у нас ведь есть и какие-то городские структуры, по культурной части...
А.В.: - Я ходил к секретарше Яковлевой, она и сейчас там осталась. Она говорит: вы сначала мне покажите. Я ей показал: привел трех девчонок, и они спели."HH": - Вы пели прямо в мэрии?
А.В.: - Да. Я их предупредил, чтобы не очень громко, и они спели так легко, изящненько... "Карамболину" спели, "Адель", "Марицу" и песенку Бони... Пели минут пять."HH": - А как вы считаете, эта секретарша могла какие-то решения принимать, или она просто баловалась, ей было приятно: вот она на работе, а тут к ней пришли какие-то чудаки, ну, дескать, пускай попоют...
А.В.: - Нет, она уже как бы изначально была настроена на отторжение, изначально... Потому что то, что она услышала, не согласовывалось с официальной методикой... А это отталкивает, шокирует... Потом выяснилось, что она вообще - хоровой дирижер. Александра: - Нас очень культурно и вежливо "послали"... А.В.: - Потом я заходил к Отвагиной, это в филармонии детская профессиональная сцена. Помогите, говорю, поддержите хоть чем-то... А она: ой, вы еще не готовы, это не профессионалы, у них нет костюмов, нет пластики, а мы работаем лишь с профессионалами. Вот, мол, "Горошины" - это профессионалы..."HH": - Ладно. Допустим, вам создали все необходимые условия. Какое все-таки конкретное чудо вы можете явить миру за назначенные вами полгода?
А.В.: - Я ОБЯЗУЮСЬ КАК МИНИМУМ ПОСТАВИТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СПЕКТАКЛЬ, С УЧАСТИЕМ МОИХ УЧЕНИКОВ, КОТОРЫЙ ПРОЙДЕТ ОТБОР ДЛЯ УЧАСТИЯ В ПРОГРАММЕ ЗАЛЬЦБУРГСКОГО МЕЖДУНАРОДНОГО МОЦАРТОВСКОГО ФЕСТИВАЛЯ. ЗА ПОЛГОДА Я СДЕЛАЮ ЭТО. КРОМЕ ЭТОГО, Я ГОТОВ НОМИНИРОВАТЬ СВОЮ МЕТОДИКУ В "КНИГУ РЕКОРДОВ ГИННЕСА": ЧЕРЕЗ ПОЛГОДА АБСОЛЮТНО БЕЗДАРНЫЙ, НИКУДА НЕ ГОДНЫЙ В МУЗЫКАЛЬНОМ ПЛАНЕ ЧЕЛОВЕК ЗАПОЕТ У МЕНЯ СЛОЖНЕЙШИЕ В МИРЕ ОПЕРНЫЕ И ОПЕРЕТОЧНЫЕ АРИИ."HH": - То есть мы, получается, можем бросить призыв: все, кто считает себя бездарным, может заплатить вам миллион рублей и через шесть месяцев исполнять оперные номера?
А.В.: - Да."HH": - Как-то не совсем ясно: то ли вы считаете абсолютно всех людей изначально талантливыми, то ли вокальное искусство настолько просто, что ему можно обучить любого за самый короткий срок?
Александра: - Я считаю, что люди действительно все талантливы, и поэтому обучить можно любого, по методике Александра Семеновича. А.В.: - То есть это доступно, действительно. Разница в чем: у одного богатая природа, у другого - бедная, в смысле тембра. Но диапазон, слух отпущен каждому."HH": - Получается, что самое простое и доступное из всех искусств - это вокальное пение?
А.В.: - О пении можно сказать так: каждый человек способен ходить, бегать... также - и петь. Открыть диапазон - это открыть то, что у человека уже есть."HH": - И все-таки, возвращаясь к теме, меня эта ваша зацикленность на полной свободе несколько настораживает. Мне кажется, если существует "классическая" манера пения уже много веков, и публика ходит на этих исполнителей - значит, это не так уж и плохо. А вы, ограничивая себя этой "полной свободой", получается, так же несвободны. Ибо считаете, что надо только так, а не иначе. То есть: "рэпперы - козлы". Где ж тут свобода?
Александра: - Дело в том, что как только Александр Семенович начал заниматься своей методикой, он тут же столкнулся с непониманием и противодействием, весьма агрессивным. А агрессия вызывает у человека ответную реакцию, невольно. А.В.: - Я не против всей классической школы, я против зажатого пения..."HH": - А вы можете привести пример, что исполнитель поет "зажато", то есть очень плохо, по-вашему, а тем не менее -сволочь, популярен?
А.В.: - Да Штоколов. Или Пресняков. И он не популярен, ему сделали популярность... ...Словом, дискуссия перешла на второй круг, и, надо сказать, стороны остались при своем мнении. Но так или иначе, мы считаем, что дело Александра Семеновича - дело, безусловно, доброе, и заслуживает поддержки. По крайней мере, более внимательного отношения со стороны как "традиционных" музыкантов, так и чиновников от культуры. Если кто захочет учиться у Александра Семеновича Великанова или стать спонсором - обращайтесь! Тел. 21-28- 50.
© Новый Наблюдатель, дизайн и размещение компании EType Co |