Предыдущая статья Новый Наблюдатель /Калининград/ Следующая статья
www.reklama.ru. The Banner Network.
Reklama.Ru

ЧИТАЯ ДРУГИХ
Подготовил А.Кукса.


"Театр слова"

Каталог выставки. Калининград, ГИПП "Янтарный сказ", 1995 год. Тираж 1000 экз.

Сие издание послужило отличным "тестом" на интеллигентность в Калининграде. То есть на реальное положение дел в этой области. У нас, как известно, существуют целых два солидных интеллигентских объединения, то есть интеллигентов у нас так много, что одного союза им недостаточно. Тем не менее, за три года не нашлось в городе даже тысячи человек, которые приобрели бы каталог достаточно престижной и в своем роде уникальной выставки "Театр слова". Пылится он на прилавках по сей день. А кто-то в свое время говорил, что каталог тут же после издания станет раритетом, при таком-то маленьком тираже! Да, духовные запросы местных интеллигентов оказались сильно преувеличенными...

Уникален каталог еще и тем, что, пожалуй, впервые за всю историю своего существования ГИПП "Янтарный сказ" напечатало слово "хуй", причем довольно крупно (см.репродукцию картины Семенихина "Забор"). Вот так-то, господа интеллигенты, не купили эту книжку и прохлопали сенсацию!

Мераб Мамардашвили "Лекции о Прусте"

Москва, "Ad Marginem", 1995 год. Тираж 5000 экз.

Издательство "Ad Marginem" давно уже потчует читател публикациями западных интеллектуалов, от Гертруды Стайн до Ролана Барта включительно. А тут вдруг вспомнило, что и мы не лыком шиты, и "может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов земля российская рождать". В данном случае, правда, земля не российская, а грузинская, но все равно как бы "наша".

Предполагается, что потенциальному читателю этой книги знакомо не только имя М.Мамардашвили, но и, естественно, М.Пруста. Вероятно, ему также известна (а может, даже и прочитана) эпопея последнего "В поисках утраченного времени". Если и неизвестна, то не беда: произведение французского классика -- лишь повод дл мамардашвилевской рефлексии, и речь в книге, в общем-то, не о Прусте. С таким же успехом труд мог быть озаглавлен "Лекции о Юлиане Семенове..." Если кому последняя фраза покажетс стебаловом, прикроюсь цитатой: "мир не прекрасен, и не мо серьезность его спасет" (М.Мамардашвили).

Сева Новгородцев "Рок-посевы"

Том 1, классика. Москва, "Скит", 1995. Тираж 50.000 экз.

Возможно, кто-то еще помнит времена, когда за прослушивание передачи с позывными "город Лондон, Би-би-си..." можно было схлопотать немалые неприятности, а уж держать такую книгу, даже дома, под подушкой, было вовсе немыслимо. Но все равно слушали, продираясь сквозь помехи, и узнавали, что в мире музыки есть не только "Песняры" с "Самоцветами", а еще и многое другое...

Да и сегодня книга, составленная из расшифровок знаменитых новгородцевских эфиров, сгодится, по крайней мере, молодым поклонникам всяко-разной продиги и куртокобенщины. Дабы знали, что существует музыка, которую люди слушают вот уже на протяжении 20-30 лет, а не так, как их псевдокумиров -- от сезона до сезона, от чартов до чартов. А "Led Zeppelin", Eric Clapton, Elton John, "Jethro Tull" и "Pink Floyd" не только не покидают эфиры музыкальных радиостанций и фонотеки меломанов, но и труд С.Новгородцева о них при небывалом для нынешних времен 50-тысячном тираже разлетелся практически мгновенно. Эту книгу вам придется поискать... "Рок-посевы" снабжены изрядным количеством цветных и черно-белых фотографий, а также дискографиями указанных групп и исполнителей. Справедливости ради следует отметить, что дискографии грешат неточностями, равно как и вся книга -- опечатками. Но тут уж ничего не поделаешь: сам факт появления подобной книги уже все оправдывает.

Александра Маринина "Игра на чужом поле"

Москва, "Вега", 1997 год. Тираж 40.000 экз.

Насколько успешно справляются подполковники милиции со своей прямой обязанностью -- ловить бандитов и т.п., -- вопрос открытый. Как показывает реальная действительность -- так себе справляются. Зато на ниве изящной словесности... А.Маринина, характерный представитель милицейско-подполковничьей части человечества, влекомая своей уголовно-процессуальной музой, задвинула всяких там Д.Х.Чейзов и Э.С.Гарднеров, еще недавних, казалось бы, кумиров российской читающей публики, на самые задние полки книжных магазинов. Вот что может женщина с двумя звездами на погонах! Похоже, тут не обошлось без старика Фрейда: неудовлетворенные комплексы Марининой-подполковницы сублимировались в творчестве Марининой-писательницы. Что, в общем-то, понятно: воевать с бандитами и прочими теми, кто "кое-где у нас порой честно жить не хочет", на бумаге гораздо легче (и прибыльнее), чем в реальной действительности. В жизни-то бандюк может и по попе надавать, и в угол поставить какого-нибудь горе-подполковника милиции, а в романе можно с легкостью сделать все наоборот. Цитата: "...красивая длинная шея, сверкающее лезвие ножа и кровь. Много крови. Очень много..." Крови в книге и в самом деле так много, что часть ее ненароком выплеснулась на обложку. А может, все было и не так. Я сего подполковничьего шедевра, признаюсь, не читал.


Предыдущая статьяРазворотСледующая статья
© Новый Наблюдатель, дизайн и размещение компании EType Co