ЧИТАЯ ДРУГИХ
Подготовил А.Кукса.
Каталог выставки. Калининград, ГИПП "Янтарный сказ", 1995 год. Тираж 1000 экз. Сие издание послужило отличным "тестом" на интеллигентность в Калининграде. То есть на реальное положение дел в этой области. У нас, как известно, существуют целых два солидных интеллигентских объединения, то есть интеллигентов у нас так много, что одного союза им недостаточно. Тем не менее, за три года не нашлось в городе даже тысячи человек, которые приобрели бы каталог достаточно престижной и в своем роде уникальной выставки "Театр слова". Пылится он на прилавках по сей день. А кто-то в свое время говорил, что каталог тут же после издания станет раритетом, при таком-то маленьком тираже! Да, духовные запросы местных интеллигентов оказались сильно преувеличенными... Уникален каталог еще и тем, что, пожалуй, впервые за всю историю своего существования ГИПП "Янтарный сказ" напечатало слово "хуй", причем довольно крупно (см.репродукцию картины Семенихина "Забор"). Вот так-то, господа интеллигенты, не купили эту книжку и прохлопали сенсацию!
"Театр слова"
Мераб Мамардашвили "Лекции о Прусте"
Москва, "Ad Marginem", 1995 год. Тираж 5000 экз. Издательство "Ad Marginem" давно уже потчует читател публикациями западных интеллектуалов, от Гертруды Стайн до Ролана Барта включительно. А тут вдруг вспомнило, что и мы не лыком шиты, и "может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов земля российская рождать". В данном случае, правда, земля не российская, а грузинская, но все равно как бы "наша". Предполагается, что потенциальному читателю этой книги знакомо не только имя М.Мамардашвили, но и, естественно, М.Пруста. Вероятно, ему также известна (а может, даже и прочитана) эпопея последнего "В поисках утраченного времени". Если и неизвестна, то не беда: произведение французского классика -- лишь повод дл мамардашвилевской рефлексии, и речь в книге, в общем-то, не о Прусте. С таким же успехом труд мог быть озаглавлен "Лекции о Юлиане Семенове..." Если кому последняя фраза покажетс стебаловом, прикроюсь цитатой: "мир не прекрасен, и не мо серьезность его спасет" (М.Мамардашвили).Сева Новгородцев "Рок-посевы"
Том 1, классика. Москва, "Скит", 1995. Тираж 50.000 экз. Возможно, кто-то еще помнит времена, когда за прослушивание передачи с позывными "город Лондон, Би-би-си..." можно было схлопотать немалые неприятности, а уж держать такую книгу, даже дома, под подушкой, было вовсе немыслимо. Но все равно слушали, продираясь сквозь помехи, и узнавали, что в мире музыки есть не только "Песняры" с "Самоцветами", а еще и многое другое... Да и сегодня книга, составленная из расшифровок знаменитых новгородцевских эфиров, сгодится, по крайней мере, молодым поклонникам всяко-разной продиги и куртокобенщины. Дабы знали, что существует музыка, которую люди слушают вот уже на протяжении 20-30 лет, а не так, как их псевдокумиров -- от сезона до сезона, от чартов до чартов. А "Led Zeppelin", Eric Clapton, Elton John, "Jethro Tull" и "Pink Floyd" не только не покидают эфиры музыкальных радиостанций и фонотеки меломанов, но и труд С.Новгородцева о них при небывалом для нынешних времен 50-тысячном тираже разлетелся практически мгновенно. Эту книгу вам придется поискать... "Рок-посевы" снабжены изрядным количеством цветных и черно-белых фотографий, а также дискографиями указанных групп и исполнителей. Справедливости ради следует отметить, что дискографии грешат неточностями, равно как и вся книга -- опечатками. Но тут уж ничего не поделаешь: сам факт появления подобной книги уже все оправдывает.Александра Маринина "Игра на чужом поле"
Москва, "Вега", 1997 год. Тираж 40.000 экз. Насколько успешно справляются подполковники милиции со своей прямой обязанностью -- ловить бандитов и т.п., -- вопрос открытый. Как показывает реальная действительность -- так себе справляются. Зато на ниве изящной словесности... А.Маринина, характерный представитель милицейско-подполковничьей части человечества, влекомая своей уголовно-процессуальной музой, задвинула всяких там Д.Х.Чейзов и Э.С.Гарднеров, еще недавних, казалось бы, кумиров российской читающей публики, на самые задние полки книжных магазинов. Вот что может женщина с двумя звездами на погонах! Похоже, тут не обошлось без старика Фрейда: неудовлетворенные комплексы Марининой-подполковницы сублимировались в творчестве Марининой-писательницы. Что, в общем-то, понятно: воевать с бандитами и прочими теми, кто "кое-где у нас порой честно жить не хочет", на бумаге гораздо легче (и прибыльнее), чем в реальной действительности. В жизни-то бандюк может и по попе надавать, и в угол поставить какого-нибудь горе-подполковника милиции, а в романе можно с легкостью сделать все наоборот. Цитата: "...красивая длинная шея, сверкающее лезвие ножа и кровь. Много крови. Очень много..." Крови в книге и в самом деле так много, что часть ее ненароком выплеснулась на обложку. А может, все было и не так. Я сего подполковничьего шедевра, признаюсь, не читал.
© Новый Наблюдатель, дизайн и размещение компании EType Co |