ЗРИТЕЛИ МОГУТ УЙТИ - Культурно учтавала SAS
Клуб "Икстлан", что под "Россией", продолжает радовать посетителей экзотической культурной программой. Например, в прошлую пятницу, 30 января, некоторые счастливчики (количество мест было ограничено) смогли посмотреть и послушать плоды вдохновения творческой группы "Lamalahora" ("Недобрый час"), названной так по повести Г.Г.Маркеса. Маленькая афишка говорила об открытии выставки и представлении визуально-шумовой поэмы "Губы быта".
Зрителей, не считая авторов и персонала клуба, было что-то около пятнадцати человек, поэтому нелишним будет кратенько (на самом деле действие растянулось на два часа) описать происходившее. Декорацией к "поэме" послужил один из столиков, щедро застеленный газетами "Труд" (ордена Ленина и ордена Красного Знамени). Из реквизита можно было заметить: банку соленых огурцов (в течение некоторого времени предмет моих воздыханий), картошку, лук и довольно большую селедку. Последняя неуловимо напомнила известный натюрморт Петрова-Водкина, и, наверное, не случайно: коль скоро появилась закуска -- водка, надо полагать, не замедлит. Так и случилось. Но вы ошибетесь, если подумаете, что парни просто решили публично "сообразить на троих". Нет! Все это долгое, около сорока минут, распитие 0,7-бутылки под нескончаемое "Болеро" Равеля -- так называемый "эпиграф" -- было исполнено самого глубокого смысла. И чтобы подчеркнуть символичность действия (включая ненатурально "пьяное" бодание головами, закидывание друг друга скомканными обрывками газет и т.п.), обстановки и грима -- вокруг глаз "поэтов" чернели огромнейшие "фонари", -- каждый из них собственноручно вырезал из картонной трубы подобие короны по образу шутовского колпака, и водрузил себе на голову. Что и ознаменовало начало перфоманса. Наконец, когда посуда опустела, а исполнители достигли нужной творческой кондиции, надпись на картонке перед "сценой" сменилась с "эпиграфа" на "Губы быта". Дальнейшее, по-видимому, было не чем иным, как обыгрыванием такого расхожего выражения, как "быт заел". Что обрадовало -- так это перемена звукового ряда. Описывать все "шумы" нет смысла, скажу только, что слушать было довольно интересно. В отличие от того, что предлагалось смотреть. Оставленный у стола в одиночестве (другие участники перфоманса зависли над синтезаторами) Антон Щербаков, с которого сорвали "корону" и нахлобучили еще менее эстетичную коробку, символизирующую этот самый быт, и вдобавок ко всему еще и связали, бился сначала головой о стол, потом бился в конвульсиях -- агония была слишком долгой, -- потом... Вам не скучно? ...После редких хлопков -- многие, кажется, даже сразу не поняли, что поэма завершилась -- состоялась импровизированная мини-пресс-конференция. Главный вопрос, который меня интересовал: так кто же в итоге кого "поел" -- быт ли их, или они быт? Антон, так сказать, солист этого трио, доверительно уронил: -- Если б я знал...Удалось ли выступление?
Алексей: -- Получилось даже лучше, чем предполагали... Нам было очень жаль, что не было экрана какого-то, чтобы там Майя Плисецкая танцевала. Зацикленно так, нервическим движением, -- как заикается... Как выяснилось, участники проекта "Lamalahora" совсем не обиделись на отсутствие аплодисментов. Алексей: -- Мы пришли, чтобы зрители нас смотрели и слушали. Аплодисменты, как таковые, не требовались. Главное -- внимание и понимание. А были ли те, кто внимал и понимал? Алексей: -- ...Лучше всего нас восприняли мы сами. Чем же молодых людей привлек именно этот жанр? Алексей: -- Зрители... Мы можем ими управлять. Они могут уйти... С середины концерта могут уйти... если мы захотим. Несмотря на то, что к концу перфоманса и так немногочисленная аудитория еще больше поредела, смею сказать, что ничьи ожидания обмануты не были. По той причине, что заранее чего-то ожидать было попросту невозможно -- широкой публике, и мне в том числе, этот жанр совершенно незнаком. И тогда я решила спросить мнения А.Попадина -- человека, известного мне, в частности, тем, что он точно знает разницу между "телегой" и "фикшином", -- как он оценивает сегодняшнее выступление: -- В меру хорошо. -- Так кратко?!.. -- В меру хорошо -- то есть я здесь не увидел никакой визуальной шумовой поэмы, -- то, что было заявлено. Шумовая поэма -- она подразумевает поэта, который персонально присутствует -- персоной -- перед публикой, а не в записи на магнитофоне. Никто не делал поэтического действия, был просто перформ, а шумовой поэмы не было. Перформ был -- условно называемые вот эти "Губы быта". Название прекрасное, на мой взгляд. Оно очень изящное, как бы делает правильные отсылы -- на Хлебникова, и так далее. Там даже была какая-то связанность, в отличие от многих калининградских "перформансистов"... У нас в жанре перформа никто не работает. Я как-то видел один раз, случайно: люди обозвали какое-то действие "перформ", а оно перформом не было... Есть еще такой Дима Булатов (который у нас здесь как бы из самых олдовых "шумовых поэтистов", скажем так); когда он узнал, что здесь будет шумовая поэма, он сказал: "Ну, передай им привет". (Антон, Кирилл, Алексей! Вам привет от Димы Булатова! -- авт.) ...Я увидел здесь связанность, вот это мне понравилось -- там была как бы осмысленность. Другое дело, что степень изощренности этой осмысленности может быть разной. Здесь она была достаточно простая, кондовая... и в этом состоянии мне понравилась. Она была как бы от жизни, жизненная. А как известно, самый первый шаг, который пытается сделать "перформансист", -- это пытаться рассмотреть свою обыденную жизнь как предмет искусства. Что они, собственно, и постарались показать нам. Вот это питие и т.д. -- Я заметила, вы весь вечер были увлечены игрой... (Не "актеров", а настольной -- прим. авт.) -- Перформ был достаточно растянут по времени, там было как бы много дырок, и я позволял себе в этих дырках тоже как бы занятие. То есть мне не нужно сидеть, как зритель, -- это ж не действие театрального типа. Оно имеет возможность его замечать вскользь. И я его вскользь наблюдал. А они мне его вскользь показывали. Они, можно сказать, кайф ловили и вскользь, между делом, показывали нам. А я между делом наблюдал. И мы сквитались. Наверное, нужно сказать пару слов и о выставке. Как уже упоминалось выше, авторами коллажей, с одной стороны (понимайте буквально), и рисунков с другой явились создатели представленной поэмы -- Алексей Орлов и Антон Щербаков. Последний настолько ушел в роль, время от времени бормоча: "Вы еще не были в ней, не были в этой коробке", -- что так и не смог ничего рассказать о своем творчестве. Антон -- поклонник Энди Уорхола и поп-арта. Что же касается коллажей, то фотографии некоторых из них вы можете видеть в этом материале. Как оказалось, открыть свою выставку -- ничего проще нет. Для этого требуется один порнографический журнал, клей, ножницы, достаточное количество пива и месяц времени для составления аппликаций. Persona incognitа остался третий член группы -- Кирилл Сбаадов (творческий псевдоним)... Я больше не могу-у-у! P.S. Кстати, 13 февраля в "Икстлане" -- вновь "Lamalahora". "Говорят, что" денежный сбор с этого мероприятия пойдет в помощь голодающим детям Бангладеш.
© Новый Наблюдатель, дизайн и размещение компании EType Co |