КИНО НА ОБОЧИНЕ
с Сержем Круа
"Амистад" /"Amistad"/
США. "Dream Works Pictures". Монтажная копия. . Актеры: Морган Фримен, Найджел Хаутхорн, Энтони Хопкинс, Дэймон Хьюнсоу и др. Композитор Джон Вильямс. Оператор Януш Камински. Сценарий Дэвида Франзони. Продюсеры: Стивен Спилберг, Дебби Аллен, Колин Уилсон. Режиссер Стивен Спилберг. Продолжительность 151 минута. Без возрастных ограничений. Премьера в США 10 декабря 1997 г. Рейтинг: "удовлетворительно" (С.Круа, "Н.Наблюдатель").
АВТОРА!
"Спилберг -- основная фигура нового американского кино; его художественная система послужила стартовой площадкой для творчества многих режиссеров послевоенного времени... Существует своеобразный мир Спилберга, параметры которого задаются убеждением, что "если хорошие американцы объединят свои силы, зло будет побеждено", а также неистребимым американским "позитивистским оптимизмом... Хотя сам Спилберг бывает очень близок к неоконсервативному официозу, за что коллеги зачастую обвиняют его в осуществлении "политики" больших студий", подразумевая колоссальный коммерческий успех его фильмов..." С.Спилберг /S.Spielberg/ родился 18.12.1947 в г.Цинцинати (шт.Огайо). В детстве снимал фильмы 8-миллиметровой камерой. Первый фильм, с сюжетом и актерами, поставил в возрасте 12-ти лет. Первый приз получил в 13 лет. Первый профессиональный короткометражный фильм -- "Эмблин" -- обеспечил ему контракт с киностудией "Юниверсал Пикчерс". Учился в Калифорнийском университете. Основатель и владелец нескольких голливудских киностудий. По данным журнала "Forbes", возглавляет список самых высокооплачиваемых деятелей шоу-бизнеса. В период 1996-97 гг. доход С.Спилберга составил около 313 млн. долларов. Автор фильмов:
"Дуэль" /"Duel"/. США. 1971 г. Телефильм. "Шугерлэнд-экспресс" /"The Sugarland Express"/. США. 1973 г. Приз МКФ в Каннах. "Челюсти" /"Jaws"/. США. 1975 г. Три премии "Оскар". "Близкие контакты третьего вида" /"Close Encounters Of The Third Kind"/. США. 1977 г. Премия "Оскар". "1941". США. 1979 г. Премия "Оскар". "Близкие контакты третьего вида: Новая версия" /"Close Encounters of the Third KInd: Special Edition"/. США. 1980 г. "Искатели потерянного ковчега" /"Raiders of the Lost Ark"/. США. 1981 г. Четыре премии "Оскар". "Инопланетянин" /"E.T. -- Extra Terrestrial"/. США. 1982 г. Три премии "Оскар". "Зона сумерек. Фильм" /"Twilight Zone, The Hovie"/. США. 1983 г. (Автор новеллы). "Индиана Джонс и храм Судьбы" /"Indiana Jones And The Temple Of Doom"/. США. 1984 "Цвет Лиловый" /"The Color Purple"/. США. 1985 г. "Удивительные истории" /"Amazing Stories"/. США. 1986 г. (Автор новеллы). "Империя Солнца" /"Empire of the Sun"/. США. 1987 г. "Индиана Джонс и последний Крестовый поход" /"Indiana Jones and the Last Crusade"/. США. 1989 г. Премия "Оскар" "Всегдa" /"Always"/. США. 1990 г. "Хук" /"Hook"/. США. 1991 г. "Парк Юрского периода" /"Jurassic Park"/. США. 1993 г. Премия "Оскар". "Список Шиндлера" /"Schindler's List"/. США. 1993 г. 7 премий "Оскар", в том числе, за лучший фильм и лучшую режиссуру. "Затерянный мир" /"The Lost World"/. США. 1997 г. ФАКТЫ И КОММЕНТАРИИ
До недавнего времени режиссер номер один американского кино, Стивен Спилберг приступил к съемкам исторической драмы "Амистад" 18 февраля 1997 года на студии "Dream Works", временный штаб которой расположен прямо на дому у мэтра. Работа началась буквально через полтора месяца после того, как был отснят последний кадр "Затерянного мира", а сам фильм находился еще в монтажно-тонировочном периоде. Историческим фоном для будущей драмы послужил реальный случай, произошедший в 30-е годы прошлого века на борту испанского корабля, перевозившего живой товар -- рабов для португальских колоний. Собственно, это описание сюжета и привлекло внимание к картине задолго до ее выхода в прокат. Некто Барбара Чейз-Рибу обратилась в судебные инстанции с иском в десять миллионов долларов и требованием наложения судебного запрета на выход картины в американский прокат, утверждая, что мистер Спилберг, мягко говоря, позаимствовал некоторые идеи и сюжетные ходы из ее романа "Эхо Львов" ("Echo of Lions"), который рассказывает о восстании на рабовладельческом судне, произошедшем у берегов Америки в 1839 году. Не знаю, какие доводы приводили адвокаты сторон на судебном слушании 8 декабря 1997 года, но видимо, защитникам режиссера удалось внушить высшей инстанции, что чернокожих писательниц в Америке хватает, а вот с талантливыми кинорежиссерами дело обстоит гораздо сложнее. Через два дня картина появилась на экранах и уже принесла своим создателям 39.472.342 доллара (данные на 1 февраля). Именно имя Спилберга и две его авторские ленты помогли недавно созданной студии "Dream Works" занять в 1997 году почетное десятое место. Три ее кинокартины принесли 89,4 млн. долларов, тогда как тринадцать фильмов "Метро Голдвин Майер" (девятое место) -- 158,5 млн. В художественном плане тоже как будто все в полном порядке. "Амистад" номинируется на "Оскар" в четырех категориях: "Лучший фильм года", "Лучшая мужская роль второго плана" (очень недурны шансы Э.Хопкинса, на второго "Оскара"), "Лучший художник по костюмам" и "Лучшая музыка к драматическому фильму". Именно на последней номинации стоит немного задержать внимание -- композитор Джон Вильямс, уже завоевавший три награды за музыку к фильмам Спилберга: "Челюсти", "Инопланетянин" и "Список Шиндлера", -- возможно, установит своеобразный мировой рекорд по количеству наград композитору за участие практически во всех проектах друга режиссера... Еще в июне, когда работа над "Амистадом" была в разгаре, Спилберг вплотную занялся новым проектом совместного производства "Dream Works" и "Paramount Pictures", военной драмой "Рядовой Райан". Экспансия продолжается... И хотя многие критики уже поспешили отдать лавровый венок режиссера номер один американского кино Джеймсу Кэмерону, мне кажется, что на сегодняшний день -- это скорее желаемое, чем действительное и реальное...ФИЛЬМ, ФИЛЬМ, ФИЛЬМ
"Не дай вам бог увидеть негров бунт... Безжалостный и беспощадный..."(Из африканского фольклора)1839 год. Сорок рабов, доведенных до отчаяния нечеловеческими условиями, захватывают перевозящее их судно и из-за незнания элементарных правил навигации оказываются у берегов некой раздираемой политическими страстями страны, чья судебная система, ныне признанная образцовой, еще только формируется, а президент готов поступиться истинно человеческими ценностями из-за сиюминутной политической конъюнктуры... В этой ситуации жизнь и свобода несчастных чернокожих находится в большой опасности и целиком зависит от того, что предпримет демократически настроенная группа честных людей, готовых пожертвовать собой во имя равноправия. Вряд ли судебная драма тот жанр, на котором можно добиться большого художественного успеха, а тут еще над создателями картины, на их плечах, висит тяжеленный крест, добровольно взваленный на себя белой частью современных американцев по отношению к своим чернокожим собратьям, своего рода общественный мазохизм, диктующий множество норм и правил поведения. После получаса замысел картины предстает перед зрителями и заранее ужасает своей масштабностью и глобальностью. Спилберг сам или по чьей-то не слишком умной инициативе замахивается на создание своеобразного негритянского "Списка Шиндлера", попутно пытаясь разобраться в и без того лежащих на поверхности причинах возникновения Гражданской войны. В итоге получается ужасающе скучное и какое-то вымученное действо. Причем сразу видно, что Спилберг чувствует себя очень неловко, втиснутым в тесные декорации судов, тюрем и парков. Наиболее интересны и впечатляющи в картины именно сцены бунта, или захвата рабов в Африке, где сразу и полностью полноценно раскрывается режиссерский талант Спилберга как постановщика огромных, широкомасштабных сцен с участием сотен статистов и натуральных сцен природной стихии, которую пытается укротить кучка безумцев, не подозревающих о том, какой опасности подвергают они сами себя. Слишком впечатляющее и художественно решенное начало картины в дальнейшем сводится на нет банальностью обычных, понятных человеческих слов и поступков. Спилберг попал в очень тяжелую ситуацию, когда лавры другого кинорежиссера подталкивают к созданию чего-то принципиально для него нового, а с другой стороны, давит масса находящихся в реализации средних проектов. Несомненно, что на какой-то срок он окажется в тени, но вместе с тем, он достаточно талантлив и честолюбив для того, чтобы однажды состоялось его "второе воцарение" на кинематографическом троне, вот только про "Амистад" тогда вряд ли кто вспомнит...В феврале "На Обочине"
1. "Адвокат Дьявола" (реж. Т.Хэкфорд) -- хорошо 3,5 (стоит посмотреть) 2. "Семь лет в Тибете" (реж. Ж.Ж.Анно) -- удовлетворительно 2,5 3. "Почтальон" (реж. К.Костнер) -- удовлетворительно 2,0
(рейтинг фильмов)
© Новый Наблюдатель, дизайн и размещение компании EType Co |