"АРИЯ"
Сократ.
Совершенно необычная группа, редко упоминаемая rock-историками и при этом очень популярная. Чтобы понять ее значение, нужно заглянуть в далекий 1984 год. Словосочетание "русский рок", которым многие гордятся, родилось от нашей державной и, как следствие, культурной скудности, вернее нищеты. Что такое "русский рок" -- это группы, сами не знающие, какую музыку им играть. А порой и не умеющие вообще произвести чего-нибудь, что можно слушать, как музыку. От альбома к альбому меняются стили. Да и в альбомах рядом с hardrock'овым номером может стоять эстрадная песня. Весь этот ужас скрывается за пеленой "сверхинтеллектуальных" или "острополитических" текстов. И вот в этой атмосфере вдруг появляется ансамбль, который знает, что он хочет играть. Который не только чувствует свой стиль, но умеет исполнять его на инструментах. Это и есть "Ария". Естественно, что появление такой команды вызывало раздражение не только у тогдашних коммунистов, но и у "ветеранов русского рока" во главе с Артемием Троицким. Они-то создали свой собственный искусственный мир, где назначили себя героями и пользовались соответствующими дивидендами. А тут оказалось, что многое, чем они занимались, в музыкальном отношении, полная чушь, как чушью казалась музыка группы "Альфа" гитаристу этого московского ансамбля Владимиру Холстинину. Володя решил создать совершенно иную команду, и в этом ему помогал Алик Грановский. В начале 1985 на необычные для "русского рока" эксперименты обращает внимание некто Виктор Векштейн, продюсер вокально-инструментального ансамбля "Поющие Сердца". Виктор почувствовал, что приходит время, когда народу уже не втюхаешь туфты, типа его бывших подопечных. А жесткие металлические риффы были тогда в новинку на московской эстраде. Вокалистом образующего состава стал Валерий Кипелов. Если есть группа, должно быть и название. А его-то как раз не было. Стали думать. Времена были коммунистические, дикие, назвать ансамбль, как хочется, было сложно. Поэтому ломали голову, чтобы имя было на первый взгляд простое, но с подтекстом. Этакая фига в кармане. Холстинин предложил -- "Ария". С одной стороны, обыкновенный музыкальный термин. С другой -- название мистического народа, принадлежность к высокой касте. Учитывая, что участников и поклонников группы стали называть "арийцами", то для красных команда стала костью в горле. Первый альбом "Мания Величия" помогали записывать: Александр Львов на барабанах, Кирилл Покровский на клавишных. Вся музыка: Холстинин -- Грановский. Тексты: Александр Елин. В те времена, когда с концертами было туго, не удивительно, что ребята начали с альбома. Но со временем нужно появляться и на людях. И для концертных выступлений "Ария" доукомплектовывается вторым гитаристом Андреем Большаковым. К этому времени группа уже гремела по стране. Магнитофонные записи распространялись молниеносно. Народ почувствовал свежий ветер. Но коммунисты не давали группе шансов, запрещая упоминать название, как в прессе, так и на афишах. Первый же крупный концерт "Арии" закончился потасовкой, которую спровоцировали воспитанные в коммунистическом духе узколобые. Сорок человек попали в милицию. Досталось, как всегда, волосатым. Против "Арии" началась война -- от гневных писем ветеранов до происков КГБ. На фестивале "Рок-панорама-96" кэгэбэшники вылили на силовые кабели ведро воды перед выступлением "Арии", что вызвало замыкание. Но через полчаса группа все же появилась на сцене и отыграла так, что стала лауреатом фестиваля. Коммунистическая фирма "Мелодия" выпустила диск, посвященный "Рок-панораме-96". "Арии" там, разумеется, не оказалось. Атаки со стороны заскорузлых коммунистов шли одновременно с атаками "ветеранов русского рока", которые утверждали, что "такие группы, как "Ария", дискредитируют рок-музыку". Но поклонники плевали, как на коммунистов, так и на троицких. Популярность "Арии" достигла необычного для этой страны уровня. После "Рок-панорамы-96" "Ария" отправляется на фестиваль "Литуаника 96" и получает приз за профессионализм. Чем утирает нос всем, кто утверждал, что музыка группы глупа, элементарна и несерьезна. Наступает время для записи нового альбома, но тут ребята разделились во мнении. Большаков и Грановский уже увлечены thrash metal'ом, а Холстинин и Кипелов зависают на "Iron Maiden". В итоге создается новая команда "Мастер" во главе с Большаковым. А "Ария" остается, но с измененным составом. Кроме Холстинина и Кипелова в группе играют гитарист Сергей Маврин, барабанщик Максим Удалов и бас-гитарист Виталий Дубинин. К этому "времени перемен" относится и появление альбома "С кем ты?", который являет собой то, с чем всегда боролся Холстинин -- смесь разных стилей. Некоторые песни звучали еще как "Iron Maiden", другие -- как "Accept", третьи -- как "Judas Priest". Новый состав отбросил неподходящие песни, хотя и исполнял такой несомненный хит, как "Воля и Разум" с альбома "С кем ты?". Стали репетировать новую программу, сочинять новые песни, записывать новый альбом. Конкуренция с "Мастером" только способствовала развитию музыки. Диск "Герой Асфальта" получился как стильным, так и сильным. Чего стоит неувядающий хит "Улица Роз"! С этим альбомом произошла интересная история. Времена немного изменились, все рассуждали о перестройке, и руководители фирмы "Мелодия" решили в духе событий выпустить этот альбом на виниле (год спустя, после того, как он появился на кассетах). Так вот, на кассетах этот релиз назывался "На службе силы зла". Такое имя ему дали сами музыканты. Фирма "Мелодия", не спросясь, назвала альбом "Герой асфальта", ибо оригинальное название показалось коммунистам слишком страшным. А самое смешное, что рядом с русским названием стояло английское, которое вообще представляло диск как "Герой Спидвея". Надо ли говорить, что несмотря на то, что альбом разошелся миллионным тиражом, "арийцы" не получили ни копейки. И возвращения этих времен требует товарищ Зюганов... Два года "Ария" выступает по всей огромной стране, тогда еще СССР. Борьба с ансамблем продолжается. В 1988 году "Арию" не выпускают в Англию на фестиваль "Capital Radio" в Лондоне. Зато, выехав в ГДР, группа дает несколько концертов и в ФРГ, благо граница на тот момент стала прозрачной. "Ария" пришлась немцам по вкусу, и ее пригласили на фестиваль "The Days Of The Wall". Аудитория составила сто двадцать тысяч зрителей. Все достижения "Арии" за рубежом оказались возможны без всякой помощи Виктора Векштейна. Тот, поддавшись на постоянную травлю группы со стороны "сверхумных" московских рок-критиков, а Артемий Троицкий был не единственным, стал поговаривать о том, что музыка устарела, что записывать такое "старье" нет смысла, что надо больше выступать, пока тяжелый рок не вышел из моды, что это музыка подростков, а подростки вырастут, и "Ария" умрет. Глупее ничего придумать было нельзя. Но это ворчание действовало на нервы, и в конце 1988 года "Ария" рассталась с Векштейном. Новым менеджером стал Юрий Фишкин. Весной 1989 выходит очередной диск "Игра с огнем", записанный уже с новым барабанщиком Александром Манякиным. На хит "Дай жару!" был даже снял клип. Затем "Ария" вновь отправляется в турне по России. В это же время ансамбль засветился и на фестивале "Rock Summer" в Германии. Эта страна становится для группы вторым домом. Но кроме денег и успеха выступления по ФРГ принесли и неприятности. Дубинин и Маврин уходят в 1990 году из "Арии", чтобы остаться работать в Германии. Это заблуждение продолжается недолго, и отметить свой пятилетний юбилей команда собирается в прежнем составе. Меж тем российские поклонники "Арии" уже заждались новой пластинки. "Кровь за Кровь" появляется уже после путча осенью 1991 года на фирме "Синтез рекордс". По-прежнему вся музыка создана дуэтом Холстинин -- Дубинин. Слова же для альбома "Герой асфальта" для "Арии" пишет поэтесса Маргарита Пушкина. До 1993 года "Ария" постоянно выступает, но ребят все больше достает организационный беспорядок при организации концертов. И чтобы хоть как-то бороться с хаосом, ансамбль создает свою фирму "АРИЯ Рекордс". В этом же году группа подписывает пятилетний контракт с фирмой "MOROZ Records" и, благодаря этому, летом 1994 года публикуется коллекция из пяти компакт-дисков предыдущих альбомов. Сама команда начинает запись шестого. В это время в "Арии" разразился скандал. После четвертых гастролей по Германии стало известно, что группу кинули на деньги. Вокалист Валерий Кипелов уходит в "Мастер". Покидает "Арию" и Маврин. Казалось, что это конец. Но ситуацию спас владелец лэйбла "MOROZ Records" Александр Морозов, пригрозив включить счетчик за нарушение условий контракта. Пришлось нажать на Кипелова, и к концу 1995 года был опубликован диск "Ночь короче дня", который славится своим хитом "Дух войны". В декабре 1995 года записан двойной концертный альбом "Сделано в России". Весной прошлого года меломаны получили еще один подарок, в серии "Легенды Русского Рока" вышел сборник лучших вещей "Арии". Парадокс в том, что Холстинин сотоварищи никогда не относил себя к "русскому року", играя чистый heavy metal а-ля "Iron Maiden". Наоборот, "легенды русского рока" всегда негативно отзывались о творчестве "Арии". Летом 1997-го появились два сольных проекта "Авария" и "Смутное Время". Один Холстининский, другой Кипеловский. Но это не значит, что "Ария" развалилась. На студии "ARIA Records" записывается свежий релиз "Отшельник". Так что впереди у "Арии" гастроли и новые альбомы. Последний приезд этого популярного ансамбля в наш город состоялся зимой прошлого года на "Штурм шоу". В заключительный день с "Арией" выступали "HierarchY" и "00 Guns".
© Новый Наблюдатель, дизайн и размещение компании EType Co |