КИНО НА ОБОЧИНЕ
С СЕРЖЕМ КРУА
Актеры: Кевин Спейси, Рассел Круу, Гэй Пирс, Ким Бейсинджер и др. Композитор — Джерри Голдсмит. Оператор — Данте Спинотти. Сценарий Брайана Хилджленда и Кертиса Хэнсона (по роману Джеймса Эллроя “Большое Нечто Лос-Анджелеса. Конфиденциально”). Продюсеры — Арнон Милчэн, Кертис Хэнсон и Майкл Нэтхэнсон. Режиссер — Кертис Хэнсон. Продолжительность — 138 минут. Возрастное ограничение — 16 лет. Мировая премьера — Каннский МКФ (1997). Выход на видео в России — 12 марта (официальный дистрибьютор “Лазер Видео”). Рейтинг: “Отлично” (Н.Цыркун “Искусство кино”), “Отлично” (С.Ростоцкий “Premier”), “Хорошо” (С.Круа “Н.Наблюдатель”). Награды: премия “Золотой глобус” К.Бейсинджер, две премии Национального совета кинообозревателей США, четыре премии Бостонского общества кинокритиков, две премии Нью- йоркских кинокритиков, премия Лос-анжелесских кинокритиков 1998 г.
“Лос-Анджелес. Конфиденциально”
США. Warner Bros.-Regency Ent.
/”L.A. Confidenteal”/
Демонстрационная копия.
Вариант перевода — “Секреты Лос-Анджелеса”.
АВТОРА!
Кертис Ли Хэнсон (родился 24 марта 1945 г. в г.Рено, США). Американский кинорежиссер, актер, сценарист. Снимался в фильмах: “Убийство у адских ворот” (телефильм, 1981), “Болваны” (1985 г., реж. Ричард Доннер), “Последний невиновный” (телефильм, 1987). Автор фильмов:“Пробужденные” /”The Arousers”, 1970/. Другие прокатные названия — “Поцелуй для Эдди” и “Сладкое убийство”. “Маленькие драконы” /”The Little Dragons”, 1980/ “Losin’ It” /1982/ “Дети Таймс-сквера” /”The Children of Times Square”, 1986/. Телефильм “Окно спальни” /”The Bedroom Window”, 1987/ “Дурное влияние” /”Bad Influence”, 1990/ “Рука, качающая колыбель” /”The Hand That Rocks the Cradle”, 1992/ “Бурная река” /”The River Wild”, 1994/
Джеймс Эллрой (род. 1948).
Настоящее имя Ли Эрл Эллрой. Американский писатель, публицист. Автор многочисленных криминальных романов, развивающий направление, заданное классиками жанра Дешилом Хэмметом и Дрэгнетом Джеком Уеббером. На русский язык не переводился. По роману Дж.Эллроя “Кровь на луне” (“Blood On The Moon”), режиссер Джеймс Б.Харрис поставил в 1988 году художественный фильм “Коп” (“Cop”) с Джеймсом Вудсом в главной роли. Дж.Эллрой постоянно проживает в Канзас-сити.
Совершенно незаметно прошедший по фестивальным киноэкранам Европы, фильм К.Хэнсона, после его премьеры в Америке, несмотря на выпуск ограниченного числа кинокопий, сумел вызвать к себе большой интерес всех категорий зрителей, что в конечном итоге вылилось в пять номинаций на основную национальную кинопремию. Сегодня, когда вам уже известно, сколько наград пополнило творческую копилку создателей картины, в Америке продолжаются прения многочисленных критиков, любимцем года которых стали секреты и тайны лос-анжелесских полицейских. На тему того, не станет ли нынешний год годом начала нового всплеска интереса кинематографистов к достаточно подзабытому жанру “черного фильма”. Этот термин был изобретен, придуман, обоснован французской кинокритикой для обозначения ряда американских кинолент 40-ых —начала 50-ых годов, и даже в англоязычных странах звучит по-французски — “Film Noir”. “Черными” принято называть как некоторые детективы, так и гангстерские ленты, переставшие быть просто развлекательными и обогатившиеся новой символикой, смыслом и стилистическими особенностями.
ФАКТЫ И КОММЕНТАРИИЭто была своего рода революция жанра. В традиционное раскрытие преступления, разгадывания загадки, как ветер, ворвалась реальная жизнь с ее неприглядными сторонами, жестокостью и пессимизмом. Всем этим кинематограф обязан, в первую очередь, литературе. Молодые, талантливые американские писатели сумели в рекордно короткое время привлечь к себе внимание многочисленных потребителей книжно- журнальной продукции, иногда называемой некоторыми высоколобыми критиками продукцией второго сорта. В основном, новые имена открыл выходящий с 20-ых годов популярный литературный журнал “Black Mask”, а позже такие авторы-классики, как Дэшил Хэммет, Реймонд Чандлер, Росс Мак-Дональд, У.Р.Бернетт, Уильям Айриш, Харас Мак-Кой, Джим Томпсон своими произведениями породили направление, именуемое литературоведами как “Жесткая школа” (Hard-Soiled School).
Именно экранизация романа Хэммета “Мальтийский сокол”, осуществленная в 1941 году Джоном Хьюстоном, считается сегодня первым “черным” фильмом. В дальнейшем школу создавали такие кинорежиссеры, как Орсон Уэллс, Джон Хьюстон, Уильям Чайлдер, Ховард Хоукс, Билли Уайлдер, Джордж Кьюкор, — фильмы которых оказали огромное влияние на подрастающее новое режиссерское поколение и пользовались успехом практически во всем мире. В Европе в этом жанре достаточно успешно работали французы Клузо, Годар, Мельвиль, Маль и Трюффо, именно они не давали жанру тихо и покойно почивать на достигнутом, и именно они спровоцировали второй всплеск интереса к “черным” лентам в Америке в семидесятые годы, когда после создания фильмов “Французский связной”, “Жить и умереть в Лос- Анджелесе” Уильяма Фридкина, “Долгое прощание” Роберта Олгмена, “Грязный Гарри” Дона Сигела, “Китайский квартал” Романа Полянского, критики заговорили о том, что жанр переживает второе рождение. Финансовый успех нового “черного хита” не слишком впечатляющ: 41.474.464 долларов за 136 дней проката, очень скромный, по американским меркам, результат, — но иногда даже в Америке случается так, что деньги решают не все. И в этом тоже один из секретов популярности картины.
ФИЛЬМ, ФИЛЬМ, ФИЛЬМ
“...Свою схватку с противником герой “черного” фильма зачастую выигрывает, однако должен внутренне подчиниться законам общества, где слияние “нормы” права с преступлением само стало нормой; отсюда — двойственность моральной оценки героя”. (В.И.Михалкович “Кино Энциклопедический словарь”). “Добро пожаловать в Лос-Анджелес! С ярким солнцем, с пляжем, широким и манящим, апельсиновыми деревьями, простирающимися так широко, покуда видит глаз. Работы полным-полно, земля дешевая, у каждого работника может быть свой дом, счастливая американская семья. У вас может быть все... и кто знает, может быть, вас даже откроют, и вы станете звездой... или увидите звезду... Хороша жизнь в Лос-Анджелесе!” (“Лос-Анджелес. Конфиденциально”). Классический “Film Noir” в стиле пятидесятых годов сумел создать постановщик когда-то очень популярного в Советском Союзе конца девяностых триллера “Окно спальни”, в котором безжалостный маньяк доводит до истерики главную героиню, а заодно и всех зрителей, оказавшихся случайными свидетелями преступления. У убийств, совершаемых кем-то, в картине, снятой Кертисом Хэнсоном десять лет спустя, свидетелей нет, так как на местах преступлений уничтожается все мало-мальски живое. Двое полицейских, пытающихся докопаться до истины, становятся соперниками, которым предстоит выяснить, кто же на самом деле стоит за спиной убийц, попутно разгадав загадку женщин-двойников, популярнейших американских киноактрис. Как всегда бывает, ситуация развивается совершенно в неожиданном для героев направлении и приводит их на окраину города, в пустующий дом, где в решающей схватке с превосходящими их силами противника полицейские и узнают, что за силы противостоят полиции Лос-Анджелеса. Думаю, не надо обладать большим воображением и даром предвидения, чтобы дать ответ на этот вопрос еще в самом начале картины, все ходы которой уже разработаны полвека назад. Мораль проста, и весь смысл фильма укладывается в два небольших абзаца, приведенных выше. Закону всегда противостоит закон, за яркими фасадами и броской рекламой скрыты гноящиеся язвы, и ирония судьбы заключается в том, что завтра ты сам окажешься на месте своего заклятого врага. Возможно, именно эта упрощенность, неказистость сыграла с картиной злую шутку на международных фестивалях, где, помимо стильности и чистого профессионального киноязыка, требуется еще что-то неуловимое, без названия, от чего иногда бегут мурашки по спине или наворачиваются слезы. Картина же Кертиса Хэнсона холодна, и вам самим придется, как, впрочем, и всегда, решать, ваше это кино или нет. P.S. Не совсем внимательным зрителям хочется порекомендовать досмотреть фильм, как это делают профессионалы, до последнего титра. В одном случае из ста режиссеры используют своеобразный постскриптум — окончательную точку, иногда, впрочем, улучшающую и завышающую общую оценку картины.В МАРТЕ “НА ОБОЧИНЕ”
Рейтинг фильмов1. “Лос-Анджелес. Конфиденциально” (реж. К.Хэнсон) — хорошо, 3,0 2. “Лолита” (реж. Э.Лайн) — удовлетворительно, 2,8 3. “Амистад” (реж. С.Спилберг) — удовлетворительно, 2,5(Оценка выставлена по четырехбальной системе).
© Новый Наблюдатель, дизайн и размещение компании EType Co |