Академический баритон исполняет песни барда

20 лет назад в Париже погиб Александр Галич - российский поэт, драматург, сценарист, которому не нашлось места на советской родине. Но, задолго до того, как ему пришлось покинуть СССР, в душах людей поселился его голос, глуховатый и искренний, поющий о любви и смерти, юности и старости, подлости и величии. "Александр Галич, выбрал, пожалуй, самую трудную свободу, - "быть просто самим собой" - вспоминает поэт Юрий Ким. "Его песни, широко расходившиеся в магнитофонном самиздате, весьма существенно сдерживали процесс деградации общественной морали. С ними было гораздо труднее двурушничать, лжесвидетельствовать, жить по двойной шкале нравственных ценностей". Сегодня экспериментальный театр музыки Валерия Алиева вспоминает Галича-барда, в песнях которого целое поколение обретало истинные критерии добра и зла.

Сразу следует отметить, что, хотя театр музыки и называется экспериментальным, но ничего особенно экстравагантного не было на премьере спектакля "Коммунальная квартира", прошедшей в минувший вторник в Концертном зале калининградской филармонии. Давным-давно существует жанр, так называемой, литературно-музыкальной композиции, когда музыкальные номера перемежаются с декламированием и театральными репризами. Именно это и увидели зрители, во множестве собравшиеся на спектакль (зал был практически полон, что для нашей филармонии является редким подарком). Но одно дело, когда литературно-музыкальную композицию разыгрывают участники школьного драмкружка, и совсем другое, если на сцену выходят такие мэтры, как баритон государственного масштаба, Заслуженный артист России, Валерий Алиев, поющий под гитарный аккомпанемент Заслуженного работника культуры Анатолия Лоскутова. Если стихи и прозу А.Галича блестяще читают актеры драмтеатра Тахир Матеулин, Альберт Арнтгольц, Валентина Галич, Марина Минакова, а Сергей Чернов и Вячеслав Понаморенко великолепным номером "Мародеры" буквально бросают зал в дрожь? Главным экспериментом вечера стало то, что песни, написанные в расчете на проникновенное "кухонное" исполнение в кругу друзей, построивших свою маленькую духовную баррикаду против фальши и лжи окружающей советской действительности, поются великолепно поставленным голосом камерного певца. И это, как ни странно, не портит песен, они не становятся от этого менее душевными и интимными. Конечно Валерий Алиев несколько "смягчил" академизм исполнения, часто переходя на речитатив, доверительно обращаясь к публике, что непривычно выглядело под сводами Органного зала. Сценическое оформление в виде кухонного стола, застеленного клеенкой и двух кумачовых транспарантов с надписями "Пятилетку - досрочно" и "Слава КПСС" тоже несколько диссонировали с внутренним убранством бывшей кирхи. Ну, а когда Альберт Арнтгольц темпераментно исполнил фривольный стишок с недостаточно нормативной лексикой, несколько барышень хором ахнуло, а у одного из филармонических завсегдатаев чуть не случился сердечный приступ. Так что, кому эксперимент, а кому - шок. Такой художественный прием, как звук смываемого унитаза, тоже поначалу вводил публику в смущение, но к концу спектакля даже особо чопорная часть зрителей научилась относиться к нему адекватно: как-никак, "Коммунальная квартира". Но главной нотой, которая звучала на протяжении всего представления, является безусловно необыкновенный лиризм и интимность стихов Галича, не столь метафоричных как тексты Окуджавы и лишенных того надрыва, который отличает песни Высоцкого. А творческий коллектив театра музыки, в свою очередь, сумел донести до каждого зрителя и любовь, и страх, и боль каждого из персонажей Александра Галича, так, как будто они действительно сидят на общей кухне, ведут печальный разговор "за жизнь", время от времени заливаясь слезами.

Main Page

25.11.97
Юрий ЮЕКОВ