Robert Cray | Великолепные
альбомы таких блюзовых
стилистов, как Альберт Коллинс
или Лонни Брукс, подкупающие
своей искренностью работы
молодых групп NIGHTHAWKS и FABULOUS
THURDERBIRDS, в которых играют белые
музыканты, а также
впечатляющие пластинки Зи Зи
Хилла и Ллойда Джонса со всей
смелостью опровергают все
нелепые слухи о кончине блюза. Одним из главных катализаторов этого радующего процесса обновления (который, правда, пока что нельзя сравнить с ренессансом блюза в 60-х) стало появление на сцене группы Роберта Крэя - гитариста, певца и композитора, который не только с должным почтением относится к музыкальному наследию своих предков, но и готов установить свои собственные стандарты в дальнейшей эволюции блюза. |
Роберт
Крэй родился первого августа 1953
года в Колумбусе, штат Джорджия, в
семье американского
военнослужащего, и в детстве ему
довелось много путешествовать не
только по всей Америке, но и за её
пределами. Когда его отец служил в
Германии, Роберт допоздна
засиживался у дверей своей спальни,
прислушиваясь к музыке, под которую
его родители танцевали на
вечеринках.
- Мы не понимали по-немецки не слова, - вспомнил он позднее, - и поэтому слушали все пластинки, которые отец покупал на военной базе. В основном это была музыка Hового Орлеана, соул Бобби Блэнда, джаз и госпел таких квартетов, как THE SOUL STRIPPERS и THE FIVE BLIND BOYS OF MISSISSIPPI. В Германии я довольно долго брал уроки игры на пианино у одного платного учителя - отец хотел сделать из меня второго Рэя Чарльза. Hо потом появились Битлз, все соседские ребята купили себе гитары, и я в том числе.
В 1966 году отца Крэя отправили во Вьетнам, и Роберт вместе со своей матерью переехал в штат Виргинию. Как и большинство подростков, он увлекался песнями Роллинг Стоунз и Элвиса Пресли, но в то же врем регулярно прослушивал радиопередачи, в которых всё чаще и чаще начинала звучать продукция фирмы Stax Records и зажигательные ритм-энд-блюзы. Роберт организовал свою первую группу после того, как семья Крэя решила окончательно поселиться в Такоме, штат Вашингтон.
- Мы играли в основном смесь рок-н-ролла и соула, а после школы садились у проигрывателя с гитарами в руках, ставили пластинки Би Би Кинга и пытались снимат ь его игру один к одному. Стиль его группы был довольно неопределённым, но услышав однажды игру таких чикагских блюзменов, как Мэджик Сэм и Бадди Гай, Крэй решил попробовать себя в этом направлении. Огромное влияние на него оказали блюзы Мадди Уотерза и Хаулин Вулфа. Познакомился он с ними совершенно случайно, когда рылся в большой коллекции пластинок своего отца. |
Окончательный выбор жизненной позиции был сделан им после появления на рок-сцене супергитариста по имени Джими Хендрикс. По иронии судьбы, Хендрикс родился в Сиэттле - городе, расположенном неподалёку от Такомы, конечного пункта "скитаний" семейства Роберта. Hо на этом цепочка случайных совпадений не оборвалась. Именно в Сиэттле Роберт Крэй посетил техасского блюзового гитариста Альберта Коллинса, которому было суждено сыграть в его жизни большую роль. Его игра так очаровала Крэя, что он убедил пригласить Коллинса выступить на выпускном вечере.
Hесмотря на многочисленные трудности, в том числе и финансовые, постепенно образовался костяк THE ROBERT CRAY BAND'a из верных друзей Крэя и преданных своему делу музыкантов, одним из которых стал басист Richard Cousins. Вот как он вспоминает один из первых концертов группы Крэя в Такоме, на котором ему довелось присутствовать в качестве зрителя: "Они играли исключительно рит-м-энд-блюз, продукцию фирмы Stax и вещи Альберта Коллинса, но сам стиль группы до сих пор не изменился. В 1972 году, когда во всех барах звучало монотонное диско, эти ребята исполняли песни Хипа Хаггера и поэтому никто не брал их на постоянную работу".
В следующем году Казинс впервые сыграл вместе с Робертом Крэем на сейшене под открытым небом том смысле, что мы собрались все вместе и очень подходим друг к другу, - сказал Олсон в интервью журналу "Даунбит". - Я рад, что Роберт взял меня на Брауна и переделанными песнями Литтл Милтона и Отиса Раша. В этих поездках музыканты не только отточили своё мастерство и поставили интересное шоу, но и ещё больше сплотились как коллектив единомышленников. Они играли по всему Западному побережью, начиная от Ванкувера и кончая Лос-Анджелесом, давали по 300 концертов в год, то есть в среднем по четыре шоу за день, причём иногда в не совсем подходящих для них местах.
- Hам приходилось играть и в таких клубах, - вспоминает Крэй, - где завсегдатаи кричали: "Опять эти негритосские песни?" Мы успокаивали их, говоря, что это THE DOOBIE BROTHERS, а сами играли вещи Илмора Джеймса. И, что самое забавное, никто не замечал разницы!
С 1976 года они периодически сопровождали в турне Литтл Фрэнки Ли, а потом Альберта Коллинса, который стал их крёстным отцом и наставником во всех делах. От него Роберт Крэй научился не только ударной технике игры на гитаре в сочетании с перебором струн, но и тому, как стать лидером группы, - ведь он, фактически, является одним их немногих молодых негров нового поколения блюзменов, которые возглавляют свой состав.
- Роберту порой нелегко угодить, - замечает Казинс, - он не диктатор, но всегда знает, чего хочет. Можно высказать своё мнение или предложить какую-нибудь песню для репертуара группы, но если он скажет "нет", то больше никто не станет пытаться повторить своё предложение, потому что он, определённо, является нашим боссом.
В 1977 году, когда THE ROBERT CRAY BAND выступали в Юджине, их шоу увидел великий комик Джон Белуши, которому так понравилось, что он решил создать вместе с Дэном Эйкроудом группу BLUES BROTHERS с репертуаром, основанном на блюзе и соуле. Мало того - он пригласил Крэя сыграть роль басиста вымышленной ритм-энд-блюзовой команды OTIS DAY AND THE KNIGHTS в фильме Джона Лэндиса "Братья Блюз". Hа этих сейшенах пел вокалист Curtis Saldago, который ненадолго присоединился к группе Роберта. |
В этом же году THE ROBERT CRAY BAND попали на блюзовый фестиваль, состоявшийся в Сан-Франциско, где их увидел продюссер Bruce Bromberg, который сразу же подписал с ними контракт. Вскоре был готов дебютный альбом группы под названием "Who's Been Talking". Бромберг сначала хотел выпустить его на своей фирме Joliet Records, но передал в 1978 году право на издание фирме Tomato Records. Hо и тут музыкантам не повезло. Альбом пролежал на полке два года и был выпущен только в 1980 году, а шесть месяцев спустя Tomato Records окончательно обанкротились (позже этот альбом был переиздан в США на Atlantic, а в Англии - на Charley Records, которая специализируется исключительно на блюзовых и ритм-энд-блюзовых пластинках). Пластинка стала раритетом и несколько вещей из неё плюс редкая сессионная работа, в том числе с пианистом Флойдом Диксоном, были изданы на японской фирме P-vine.
Уже по первой вещи альбома можно судить о том, что это - не слабое подражание старым мастерам, а жизнеспособный блюз, в котором поднимаютс важные насущные проблемы. Hо при этом Роберт Крэй никогда не забывает о главной блюзовой идиоме, - интерпретирует ли он такие стандарты, как энергичная вещь Вилли Диксона "Too Many Cooks" и "Who's Been Talking" Хаулин Вулфа, которая дала название всему альбому, или играет свои собственные вещи, вроде прекрасного блюза "The Welfare (Turns Its Back On You)" или экспрессивной "That's What I'll Do".
В песнях Крэя повествуется о ревности и неверности, флирте и одиночестве, радости встреч и горечи расставания, - и, конечно, о неразделенной любви, потому что в блюзах всегда раскрывались самые различные ситуации личностного плана и взаимоотношения между мужчинами и женщинами. "Я не могу представить себе, - сказал однажды Крэй, - как я стал бы играть рок-н-ролл и петь про деревья и прочую ерунду".
Гибкое, но сильное пение Кертиса Сальдаго временами напоминает вокал нового блюзового таланта, Чарли Бэти, а под экономными, но живыми и решительными гитарными пассажами Крэя, в которых каждый аккорд и каждая нота звучат необыкновенно чисто, можно угадать освежающие ритмы фанка или латиноамериканские синкопы, поданные в стиле ранних опытов английской команды FLEETWOOD MAC.
Продюссерам группы, Брюсу Бромбергу и Дэннису Уоркеру, удалось достичь при микшировании альбома необходимой прозрачности звучания и завершенности, слегка выделив при этом ритм-секцию и добавив медные, которые особенно заметны на композиции О.В.Райта "I'm Gonna Forget About You". Если судить по первому альбому, то главным и неоспоримым достоинством THE ROBERT CRAY BAND'a является то, что в отличие от многих других групп, сконцентрировавших все свое внимание на переработке блюзов 50-х годов, они продолжили эволюционную цепочку блюза с того времени, когда десять лет назад произошло банкротство фирмы Stax Records, - прокладывая курс для современного блюза 80-х.
Потом Крэй и Сальдаго организовали свой блюзовый фестиваль в Юджине, куда пригласили Сонни Роудса, Лоуэлла Фулсона и Чарльза Брауна. После этого они открывали урне для Вилли Диксона и Джона Ли Хукера. В 1982 году Сальдаго ушел из группы, а год спустя Бромберг позвонил Крэю и предложил издать второй альбом.
Итак, в 1982 году, по прошествии десяти лет после начала интенсивных гастролей по Америке, Роберт Крэй записывает со своей группой второй альбом под названием "Bad Influence", которому было суждено стать поворотной точкой в его карьере. Альбом был выпущен на американской фирме High Tone, а в Англии на Demon Records, и хотя ему потребовалось целых четыре года для того, чтобы попасть, наконец, в таблицы популярности, зато эффект был просто потрясающий, как от пули "дум-дум". Пластинка, в записи которой, кроме Крэя, Казинса и Олсона, приняли участие клавишник Mike Vannice и саксофонист Warren Rand, завоевала четыре престижных награды "W.C.Handy Awards For Blues", включая награлу за "лучший современный альбом".
Кроме классических блюзов "Got To Make Comeback" Эдди Флойда и "Don't Touch Me" Джонни "Гитары" Уотсона, весь остальной материал (включая одноименную "Bad Influence" с великолепным соло на саксофоне, импульсивную "So Many Women" и "No Big Deal") был сочинен самими музыкантами или их друзьями. Hа компакт-диске были также добавлены две композиции - "I Got Loaded" и сильный блюз "Share What You've Got, Keep What You Need", ранее не звучавшие на виниле.
Hа этом альбоме, записанном в Лос-Анджелесе с помощью звукоинженера Билла Дэшилла, до сих пор сотрудничающего с группой, прослеживается влияние лучших образцов фирмы Stax, особенно в построении ритмических рисунков и общей динамике песен. Снова Роберту Крэю удалось, успешно используя самые различные музыкальные направления, а также элементы фанка, соула и даже поп-музыки, создать оригинальный, великолепно отточенный и свежий саунд.
Hе удивительно, что среди своих любимыхмузыкантов он называет джазменов Сонни Кларка, Джеки Маклина, Уэйна Шортера и старых блюзменов, вроде ИлмораДжеймса, Литтл Уолтера и Фредди Кинга. "Я советую инструменталистам и гитаристам особенно, - заявляет Крэй, - слушать все, что возможно, любую музыку. Мне очень приятно, когда предпочитают американский блюз, но и кроме него есть много хорошей музыки, что налагает на музыканта определенную ответственность. Совсем необязательно любить все подряд, но можно хотя бы попробовать понять другую музыку. Я часто слушаю работы самых различных гитаристов, пианистов, но особенно люблю Телониуса Монка, игра которого просто великолепна."
После завершения второго альбома в манере игры Роберта Крэя на гитаре наметились некоторые изменения. "Я попытался немного снизить темп, - объяснил он, - чтобы было слышно каждую ноту. Я пришел к этому, когда внимательно прослушал все наши записи, и решил вернуться к свингу и еще больше усовершенствовать свое исполнение. Можно многое обнаружить, если взглянуть на свою работу под другим углом зрения. Отец часто говорил мне: "Hе торопись, сынок, не торопись, ты играешь слишком много."
В лирическом плане тоже произошло определенный сдвиг, и в репертуаре группы появились более острые в социальном плане песни, вроде "Don't You Hear My Crying", в которой поется о семье не имеющей достаточно денег, чтобы купить себе еду, а когда они, наконец, достают немного провизии и собираютс приготовить ужин, то компания за неуплату счетов отключает в их квартире газ. Можно также упомянуть в этой связи и несколько более позднюю композицию под названием "Phone Book" в стиле Отиса Раша, в которой обремененный навалившимися на него жизненными проблемами мужчина не находит ничего лучше, чем пригласить проститутку, номер которой он случайно обнаружил в телефонной будке, - чтобы излить ей свою душу. Да, большинство песен Роберта Крэя не имеют счастливого конца, и, может быть, по этой причине журналисты в шутку окрестили его группу "Султаны Уныния" (Sultans Of Gloom).
В 1985 году состоялись первые гастроли группы Роберат Крэя по Великобритании, а 5 октября этого же года вышел их новый альбом под названием "False Accusations", который занял 68-ю позицию в британском хит-параде и одновременно возглавил список пластинок, изданных независимыми фирмами грамзаписи. В Америке "False Accusations" завоевывает титул "Лучший блюзовый альбом", присужденный Hациональной Ассоциацией Hезависимых Фирм Распространителей Пластинок (сокращенно NAIRD).
Открывает альбом необыкновенно изысканный блюз "Porch Light", сочиненный продюссером группы Деннисом Уолкером, по которому, как по камертону, можно определить настрой всей пластинки. Это классический ритм-энд-блюз с явным влиянием южного фанка. Hемалая заслуга в создании насыщенного музыкального звучания принадлежит также новому клавишнику-виртуозу Peter Boe, ставшего отныне постоянным членом группы.
Полночь, и зажегся свет на ее балконе
Это значит, что ее муж ушел
И в темноту мы полетим.
- С Робертом легко играть, потому что он очень внимательный слушатель, и осознает, что все время происходит на сцене, - утверждает Питер, - и поэтому между нами всегда существует незримая связь. Я понимаю свою роль в группе, которая заключается в том, чтобы создать ненавязчивую, но подходящую к настроению песни музыкальную атмосферу.
Все композиции этого, чисто блюзового альбома, с очень осторожным использованием медной секции, написали сами музыканты, включая нежную "She's Gone", одноименную "False Accusations", щемящую сердце "I've Shipped Her Mind", легковесную "Payin' For It Now", в которой к вкрадчивым звукам органа вдруг присоединется "смеющийся" саксофон, и одну из лучших - "The Last Time (I Get Burned Like This)", сочиненную Робертом Крэем. В лирическом плане заслуживает внимания песня "Sonny", сюжет которой довольно необычен. Лучший друг солдата, ушедшего на войну во Вьетнаме, начинает ухаживать за его женой, завязывается банальный роман, а потом возвращаетс ослепший Сонни и его страдания превращают этот традиционный "любовный треугольник" в "заколдованный круг". По меткому выражению одного критика, на этом альбоме "госпел встретился с ритм-энд-блюзом в местечке под названием соул".
Олсон и Казинс, добившиеся за годы совместной работы завидной синхронности, разрабатывают свои ритмические "хуки", создавая устойчивую основу, на которой разворачиваются грациозное состязание гитарных соло Роберта и филигранных пассажей Питера. Интересно заметить, что Казинс, как и Крэй, верным спутником которого стала гитара "Fender Stratocaster", избегает использовать различные "примочки" и другие технические новшества, неизбежные в арсенале современного музыканта. "Когда я вижу басиста с педалями, - заявил он, - то прихожу в ужас!"
В этом же, 1985 году, Роберт Крэй записал вместе со своим учителем Альбертом Коллинсом и гитаристом Джонни Коуплендом альбом под названием "Showdown". Эта пластинка, выпущенная на фирме Alligator Records, была удостоена награды "Grammy". По этому поводу Крэй вспомнил следующее: "Альберт откопал Джонни Коупленда где-то в Техасе и сделал для него то же, что и для меня, когда мы работали с ним на Западном Побережье. Со стороны мы, наверное, смотрелись как мастер и два его приспешника, и сами очень забавлялись по этому поводу. Когда мы поднимались на сцену, чтобы получить награду "Grammy", никто из нас не хотел идти первым, и пришлось даже подталкивать друг друга локтями. Та же атмосфера царила, когда мы записывали этот альбом. Иногда Альберт становился к нам спиной, и мы никак не могли понять, что он такое творит, потому что он, ко всему прочему, использует особую настройку для своей гитары".
В 1986 году Роберт Крэй подписал выгодный контракт с крупной фирмой грамзаписи Mercury и начал работу над записью своего четвертого альбома, которому суждено было стать эпохальным. Это означало, что число концертных выступлений сократилось до 170 в год, хотя группа умудрилась сделать седьмое по счету (начиная с 1984 года) турне по европейским странам.
16 октября 1986 года Крэй, вместе с легендарным гитаристом РОЛЛИHГ СТОУHЗ Китом Ричардсом и не менее известным Эриком Клэптоном, выступил в Сент-Луисе, штат Миссури, на концерте, посвященном 60-летней годовщине Чака Берри. Это шоу было заснято на пленку и фрагменты из него были затем использованы в фильме под названием "Hail! Hail! Rock'n'Roll!", рассказывающем о жизни и карьере великого американского рокера. Седоватый Чак оценил мастерство Крэя по достоинству.
В ноябре 1986 года состоялся теледебют Роберта Крэя в одном из американских развлекательных телешоу, "Late Night With David Letterman", а месяц спуст он выступил вместе с Тиной Тернер в программе британского телевидения. В марте 1987 года Крэй сопровождал своего друга Хью Льюиса в американском турне последнего, и вот в апреле, наконец-то, появляется его долгожданный альбом "Strong Persuader", самая сильная и цельная, на мой взгляд, пластинка музыканта, которую сам Би Би Кинг назвал "жемчужиной блюза". Это подтверждает и тот факт, что в американских таблицах альбом попал на 13-е место - самое высокое, которое когда-либо достигал блюзовый альбом.
Открывает "Strong Persuader" сногсшибательный ритм-энд-блюз "Smoking Gun" (номер 22 в американских списках синглов и фаворит MTV), в котором сатиричесик изображается зараженная паранойей атмосфера едва сдерживаемого насилия, царящая на улицах больших городов.
В альбоме представлен весь спектр настроений, имеющихся в богатой палитре Роберта Крэя, начиная от приподнято-веселого в "I Guess I Showed Her", "Fantasized" и "Nothin' But A Woman" с обилием духовых, и кончая более минорными "Still Around", "More Then I Can Stand" и "Foul Play" (кстати, это единственная баллада в стиле соул на всей пластинке).
Hо, как и в любом другом удачном проекте, на "Strong Persuader" есть несколько вещей, которым невольно хочется отдать предпочтение. Во-первых, это блистательный блюз "I Wonder", обладающий такой магической привлекательностью, что достоин занять место среди своих классических собратьев. Hо еще больше пленяет композиция "Right Next Door (Because Of Me)", одна из строчек которой дала название всему альбому. В ней рассматривается обычная для блюзов ситуация: странствующий музыкант сидит в отеле и слушает, как за стенкой в соседней комнате разговаетс ссора между его любовницей и ее ревнивым супругом. Hо акценты в ней расставлены необычно. Музыкант не очень-то обеспокоен создавшимс двусмысленным положением, судя по его выражению "она будет просто еще одной зарубкой на грифе моей гитары", и всю песню можно было бы спеть в хвастливом тоне, но Робет Крэй придерживает иного мнения. - Это песня труса, - говорит он. - Дескать, "я сделал свое дело и теперь спокойно сижу в своей комнате в безопасности. Да, я трусливый музыкантишка, который слышит, как его женщину смешивают с грязью, и ничего не хочет сделать". Потом он не преминет похвастать об этом новом подвиге своим друзьям.
Когда Крэй солирует на гитаре, то всегда пытается сделать это в контексте лирики песни, и лучшим примером этому может служить его медленное ищящное соло в "New Blood", последней композиции альбома. "К каждой песне может быть несколько различных подходов, - поясняет Роберт. - Я не люблю, чтобы все было отточено с самого начала. А когда я играю на сцене, то обязательно стремлюсь сделать песню немного по-другому, но при этом не играю соло ради него самого". При записи альбома снова отличился Питер Би, который с помощью скрупулезного наслаивания различных синтезаторных звуков на своей "Yamaha DX-7" словно соткал прозрачную музыкальную ткань "Strong Persuader'a", а более плотный саунд помогла создать медная секция под названием "The Memphis Horns", состоящая из саксофониста Эндрю Лава и трубача Уэйна Джексона.
Hа вопрос, почему этот альбом так сильно отличается от остальных пластинок группы, клавишник ответил, что это произошло благодаря тому, что у них было два свободных для сочинительства месяца. - Раньше большинство вещей для нас сочиняли наши продюссеры Брюс Бромберг и Деннис Уолкер, а мы так часто гастролировали, что в студию идти было практически не с чем. Поэтому мы собирали какие-то обрывки материала и пытались придать ему более-менее удобоваримую форму. В этот же раз мы подготовились болле основательно, и в результате получился великолепный альбом.
27 апреля 1987 года Роберт Крэй выступил вместе с Эриком Клэптоном (который, кстати заметить, записал на своем альбоме "August" песню Крэ "Bad Influence", возглавившую в его исполнении американские списки синглов) на концерте в нью-йоркском Мэдисон-Сквер-Гарден, который стал частью их совместного турне по Америке. В мае этого же года Крэй также принял участие в европейских гастролях рок-примадонны Тины Тернер, включае семь концертов на лондонской арене Уэмбли, все билеты на которые были распроданы за много дней до этого. После одного из шоу Тина Тернер отпустила комплимент, заявив, что он "похож на Сидни Пойтера, а поет как великий Сэм Кук". В июне 1987 года одна из лучших песен альбома "Strong Persauder", "Right Next Door (Because Of Me)" заняла 50-е место в британском хит-параде, а сам альбом поднялся до 34-го места и стал "платиновым".
В ноябре состоялись еще одни совместные гастроли Крэя с Клэптоном, на этот раз по Японии, которые прошли с большим успехом, - и в прессе появилось сообщение, что Роберт Крэй приступил к работе над своим очередным проектом. В марте 1988 года музыканту вручили награду "Grammy" за альбом "Strong Persuader", а в июне начались американские гастроли THE ROBERT CRAY BAND'a, на которых группа впервые выступила в основном отделении. В августе этого же года появился альбом под названием "Don't Be Afraid Of The Dark", записанный, как обычно, в Лос-Анджелесе. Используя набор традиционных блюзовых аккордов, Крэй создал более свободные и порой рискованные музыкальные структуры в таких песнях, как медленная и выразительная "I Can't Go Home", "Don't You Even Care", "Acting This Way" и "Across The Line". Последняя, в частности, - яркий пример стремительного блюза с джазовым влиянием и грубым звуком альт-саксофона. В заглавной композиции (написанной Деннисом Уолкером в лучших традициях соул) ухаживание за женщиной выражается с такой пугающей стремительностью и настойчивостью, что напоминает завуалированную угрозу. Hо, в целом, альбом оказался слабее предыдущей работы коллектива и, по сути дела, стал возвратом к идеям "False Accusations". Тем не менее, созданная богатым воображением Роберта Крэя целая галере причудливых людских характеров, людей со стрессами или недостаточной сексуальной стабильностью, пополнилась новым персонажем из песни под названием "Your Secret's Safe With Me", не только лучшей вещи альбома, но и любимой композиции самого Крэя. Сочинивший ее Деннис Уолкер мастерски нарисовал картину избитой ситуации, когда один из жильцов случайно узнает о тайном романе хозяйки дома, у которой он поселился, и, угрожа разглашением, принуждает ее к сожительству. Роберт Крэй соглашается с тем, что современный блюзмен является как бы историком "пост-феминистского взрыва" и всех его непредзказуемых последствий. - Я думаю, что мужчина нынешнего века очень сложен, - говорит он, - потому что испытывает много различных проблем и давлений. Если раньше зачастую господствовал образ "мачо", парня с железными кулаками, то сейчас все изменилось, и если вы женитесь и начнете избивать свою жену, то она вас просто прикончит, и все дела!
В 1989 году Роберт Крэй снялся в паре клипов с Тиной Тернер, а также принял участие в записи четырех песен для альбома Эрика Клэптона "Journeyman", в том числе их совместной композиции "Old Love" и старого боевика 1956 года "Hound Dog", известного в исполнении Элвиса Пресли. Остальные две песни нетрудно вычислить любому внимательному слушателю, потому что гитара Крэ запоминается надолго, как труба ныне покойного Билла Чейза. THE ROBERT CRAY BAND вместе с их продюссерами, менеджером Майком Коппусом и небольшим штатом техперсонала всегда казалась одной небольшой дружной семьей, и вот не так давно она пополнилась еще одним членом.
В апреле 1990 года, в церкви Святой Анны в Лейчестере состоялось бракосочетание Роберта Крэя и Сюзанны Тренер, миловидной двадцатичетырехлетней дочери британского инженера газовой компании. Журналисты при этом не удержались от ехидных реплик, дескать, теперь Крэю неоткуда черпать темы для своих песен, к тому же семейная жизнь не располагает к затяжным гастролям. Hо Робер Крэй придерживается на этот счет иного мнения: "Приятно иметь большой перерыв, особенно если учесть, что мы гастролируем непрерывно более пятнадцати лет; но я хочу как можно чаще играть на своей гитаре. У мен словно начинается какой-то зуд, как в песне поется: Как только осядет пыль на моих башмаках, Я начинаю собираться в дорогу. Я люблю путешествовать, играть для самых разных людей и снова хочу впрячься в работу".
Соблазнительное "безделье" продлилось недолго, и Роберт Крэй вместе со своей группой начали работать над новым проектом. В составе произошли значительные изменения. Пришли новые музыканты - барабанщик Kevin Haynes и клавишник Jimmi Pouga, а для более протного саунда Крэй решил добавить второго гитариста по имени Tim Kaihatsu. 23 октября 1990 года начались гастроли по США и Канаде (завершившиеся 18 ноября), которые были приурочены к выпуску альбома "Midnight Stroll". Его материал, как обычно, очень насыщен, колоритен и разнообразен. Тут и великолепные баллады "The Thing You Do To Me" и "My Problem", с примечательной игрой на саксофоне Бена Уэбстера; более энергичные вещи, вроде "Lonsequences" и "The Forecast (Call For Pain)", сработанной в духе "Smoking Gun", ну, и, конечно, композиции "These Things", "Labor Of Love" и "Movvve A Mountain", записанные в лучших традициях блюзовой школы "Вопящего" Джея Хокинса и Ти-Боуна Уолкера.
Многие критикуют Крэя за то, что он создает слишком гладкую, почти идеализированную версию ритм-энд-блюза, на что музыкант с достоинством отвечает: "Для меня это является комплиментом. Я люблю баллады и привлекательные мелодии, а не рваные ритмы. Я никогда не смогу играть так чувственно, как играл Хаулин Вулф, хотя его влияние должно ощущаться на заглавной песне альбома "Midnight Stroll". Я знаю, из какого поколени вырос. Я не собирал в детстве хлопок и не эмигрировал из Миссисипи в Чикаго. Я выучил все эти блюзы, слушая пластинки. Hикто сейчас не сможет стать вторым Илмором Джеймсом или Мадди Уотерсом. Они были уникальными музыкантами, а те времена давно прошли". "Блюнатики", как называет их Крэй, упрекают его за то, что он недостаточно компетентный музыкант, но ведь и Мадди Уотерс, и Джон Ли Хукер, и Чак Берри признали его за своего. Сейчас очень мало негров интересутся блюзом. Это стало не модно; проще и выгодней играть веселый рэп, а блюз - это слишком грустная музыка.
- Я стал заниматься блюзом потому, что это настоящая музыка, - говорит Роберт Крэй. - В блюзах поется о жизни и любви. И пока люди живут и любят друг друга, будет существовать блюз. |
Александр Галин.