Шестой океан, седьмой континент или восьмое чудо света...
Многогранность такого нового явления техники как Интернет не позволяет не только в одной заметке, но даже в одной книге перечислить все то новое, что несет с собой эта всемирная телекоммуникационная сеть. Сейчас даже трудно себе представить, какие изменения развитие Интернета может привнести во все или почти во все сферы человеческой деятельности. Перечислим только некоторые из них.
От компьютерной революции к информационной
В настоящий момент налицо тенденция бурного перерастания компьютерной революции в информационную. В чем же тут разница? Ведь в обоих случаях речь идет об увеличении интенсивности обработки информации с помощью средств компьютерной техники.
Дело в том, что в период компьютерной революции сам компьютер рассматривался главным образом как средство автоматизации. Автоматизации расчетов, автоматизации проектирования , автоматизации перевода с языка на язык и т.д. Информационная революция сделала компьютер основным средством ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ, оставив за ним все присущие ему способности обработки информации.
Но ведь и телефон, и телеграф тоже средства телекоммуникации. Однако компьютерная телекоммуникационная связь намного быстрее и дешевле и, что самое главное, гораздо мощнее и шире по своим возможностям. По телефону нельзя, например, передавать изображения и видеосюжеты, а телефакс, например, не способен к передаче звуковых файлов, да еще с высоким качеством. От телевидения же компьютерные сети отличаются наличием обратной связи: можно не только слушать заокеанского собеседника или диктора, но и задать ему вопрос, высказать свое мнение. Можно самому выбрать точку наблюдения за происходящим на стадионе или в концертном зале.
И еще одно отличие: в компьютерной революции участвовали сотни тысяч специалистов , число же участников информационной революции уже сегодня насчитывает ДЕСЯТКИ МИЛЛИОНОВ людей , большинство из которых не садилось до этого за компьютер, поскольку в отличие от использования компьютера в узкопрофессиональных целях для работы в Интернете требуется лишь минимальный набор технических сведений.
Глобальные сообщающиеся информационные сосуды
Из физики известно, что если сосуды не соединены между собой, то уровень жидкости в них может быть различным, но стоит организовать между ними связь, и уровни тотчас сравняются. Интернет можно рассматривать как систему сообщающихся информационных сосудов, раскинутых по всему миру и способных уравнять в возможностях доступа к информации и способах обмена ею и учителя из туманного Альбиона, и загорелого врача с Мадагаскара, и закаленного балтийской волной штурмана из Калининграда. Все они, имея доступ к Интернету, обладают теперь равными возможностями. Наличие или отсутствие в городе крупных библиотек, поступление периодических изданий , работа того или иного телевизионного канала или радиопрограммы не играет теперь почти никакой роли. С помощью Интернета доступна теперь самая свежая и самая редкая информация по любым вопросам. Можно получать ее как в непосредственном виде, так и в форме "полуфабрикатов", т.е. подборок материалов по определенной тематике изо всех мыслимых и немыслимых источников.
Постоянно держать руку на пульсе той области знаний или интересов, которая волнует вас больше всего, позволяет система всемирных телеконференций, насчитывающая десятки тысяч "электронных клубов", доступ в которые открыт всем желающим. Трудно представить себе, насколько быстро с помощью Интернета могут развиваться теоретические и практические исследования, если для обмена мнениями с коллегами со всего мира теперь уже не нужно ждать нескольких месяцев для выхода публикации в свет или тратить солидные суммы для поездки на конференцию. Стоит утром задать вопрос или высказать предложение, как уже к обеду вы можете получить на них массу откликов со всех континентов. Конечно, если ваши мысли сочтут интересными.
Библиотеки всего мира теперь к вашим услугам: надо только научиться искать в них нужную литературу. Журналы, справочники, газеты - всегда самые свежие и на любых языках тоже становятся доступными каждому участнику всемирной сети.
Врачи могут наблюдать за ходом операции, находясь в другой стране, в критической ситуации можно проконсультироваться с коллегой, находящимся на другом континенте прямо во время хода операции, а после ее завершения ответить на вопросы, задаваемые с противоположного конца Земного шара.
Знакомства, происходящие на каждом шагу в Интернете, вскоре легко размоют национальные и расовые границы и через два-три поколения существенно изменят внешний облик жителей планеты Земля.
Интернет и период "полураспада знаний"
Настоящее время с образовательной точки зрения может характеризоваться двумя главными особенностями. С одной стороны, период "полураспада знаний", т.е. промежутка времени , за который устаревает половина полученных знаний, становится все короче и короче. С другой стороны, круг людей, нуждающихся в реконструкции знаний, становится все шире и шире.
В начале 90-х г.г. такой период составлял в различных областях от пяти до семи лет. Сейчас он постепенно сокращается до трех-четырех лет. В масштабах нашей страны это означает, что каждые 3-4 года, а в дальнейшем и чаще миллионы граждан будут нуждаться в серьезном повышении квалификации и переподготовке. В связи с чем встает вопрос: какой путь должен быть выбран для решения этой проблемы?
"Сконцентрированный" путь получения образования, когда группа студентов с преподавателем собираются для проведения занятий в одной аудитории, а основными "техническими средствами" при этом являются мало изменившиеся с XVIII века мел, доска и тряпка, вряд ли может рассматриваться в настоящее время как эффективный. В скором времени из-за необходимости проведения такой переподготовки в грандиозных масштабах у нас не хватит ни аудиторий, ни преподавателей, ни денег для оплаты их работы. Последняя тенденция в отношении денег у нас в стране в полной мере проявилась уже сейчас.
Более перспективным методом следует считать, основанный на использовании Интернета путь "распределенного" подхода к организации образования, когда и студенты, и преподаватели могут находиться не только в различных зданиях или городах, но даже в разных странах или даже на разных континентах! В этом случае в качестве "аудитории" используется собственная квартира или офис обучаемого , а эффективность работы преподавателя намного возрастает , поскольку он одновременно может проводить занятия с тысячами студентов в разных странах, получая скромную зарплату профессора Кембриджа. Значит теперь, благодаря Интернету возможно получение и образования, и диплома, не выходя из собственной квартиры.
В предыдущие годы система дистанционного обучения, основанная , главным образом, на телевизионных лекциях (типа "говорящая голова") не имела высокой эффективности из-за отсутствия одного из важнейших условий процесса обучения - наличия обратной связи между обучающим и обучаемым. Теперь благодаря Интернету возможно включение мгновенной обратной связи в систему дистанционного образования, что значительно повышает эффективность образовательного процесса , дает возможность корректировки подачи учебного материала, контроля и самоконтроля знаний учащихся. Другими словами, мы фактически возвращаемся к принципу классического образования - индивидуальный контакт преподавателя с каждым отдельным студентом, но теперь это основано на более масштабном уровне с точки зрения как расстояний, так и числа студентов и преподавателей. Действительно, благодаря развитию Интернета можно говорить о формировании глобального образовательного пространства , включающего все современные средства телекоммуникации, электронные учебники, справочники и словари, огромные электронные библиотеки.
В то же время виртуальные сетевые университеты вовсе не заменяют полностью обычные учебные заведения, так же как телевидение не заменило кинематографию, чего поначалу многие так боялись. Просто открывается новая область деятельности для работников образовательной сферы на всех уровнях: от дошкольных детских учреждений до университетов.
Не случайно в США выдвинут законопроект о включении в Конституцию страны статьи о праве на подключение к Интернету. К 2000 году каждый 12-летний американский школьник получит право (и возможность) на беспрепятственный доступ к Интернету.
Еще одним преимуществом дистанционных систем обучения на базе Интернета является возможность использования их для получения образования инвалидами. Для многих из них это - единственный путь как получения образования, так и вовлечения во всемирный информационный процесс.
Если задуматься над тем , зачем ежедневно ходят на работу в свои офисы или конторы миллионы людей, то окажется, что только для того, чтобы сесть там за свой компьютер, изучить поступившую корреспонденцию, дать ответы на запросы, самим разослать письма, предложения или рекламу, позвонить по телефону, чтобы справиться о ходе выполнения заказа или поступлении товара и т.п. Так вот теперь для всего этого нет смысла переодеваться, выходить из дома и ехать в офис: достаточно соединить компьютер через модем и телефонную линию со своим офисом и выполнять всю эту работу , сидя в пижаме за своим рабочим столом.
Термины "виртуальный офис" и "работа в пижамах" уже широко распространились на Западе. Публикуется масса предложений о найме на такого рода работу. При этом "рабочий коллектив" в случае подключения компьютеров сотрудников такого офиса к Интернету может быть физически разнесен по огромной территории. Если связь по глобальной сети осуществляется с континента на континент за секунды, то при найме на работу незачем ограничиваться выбором людей из своего региона, можно выбирать наиболее подходящие кандидатуры из любого уголка Земного шара. Это на деле реализует принцип равных возможностей, когда ни страна проживания, ни гражданство, ни даже отсутствие московской прописки не могут повлиять на решение виртуального "отдела кадров" о приеме на работу.
Могут быть созданы, например, межконтинентальные консалтинговые фирмы, где профессор из Новой Зеландии отвечает на вопросы или дает консультации предпринимателям из Стокгольма или Рыбинска, а гонорары глава фирмы пересылает ему на его банковский счет из Испании. При этом все участники никуда не выезжают, а сидят в тренировочных костюмах за своими домашними компьютерами.
В ближайшие годы начнет реализоваться проект создания спутниковой цепочки, состоящей из нескольких сотен орбитальных станций, служащих для связи по Интернету пользователей со всех уголков Земного шара. Таким образом, вообще отпадет необходимость в модемах и телефонных линиях для подключения к Интернету. Достаточно будет наличия спутниковой антенны, размером с чайное блюдце, и можно будет с ее помошью подключиться к глобальной сети на скорости, недоступной современным высокоскоростным модемам и позволяющей вести кроме всего прочего просмотр телепередач, использовать видеотелефон, участвовать в видеоконференциях. Даже попав на необитаемый остров с ноутбуком под мышкой можно будет сообщить о себе всему миру, а ближайшие навигационные станции с точностью до миллиметра определят ваше местоположение. Известно, что процесс внедрения Интернета наиболее активно происходит в США, одной из причин чего является в отличие от Европы абонентная, а не повременная оплата за пользование телефонной линией. Поэтому в Америке пользователи могут "сидеть в Интернете" сутками, поскольку и телефонные станции, и часть провайдеров берут с них деньги не за время пользования, а только за само подключение. Внедрение широкомасштабной спутниковой связи резко расширит число пользователей и в Европе, и в странах СНГ, не слишком высокое качество телефонной связи в которых и угроза перехода на повременную оплату мало способствует развитию Интернета.
Можно еще говорить об Интернете и демократизации общества, об Интернете и вероятности возникновения деспотических режимов, об Интернете и СПИДе и т.д. и т.п.
Кто следующий?
В.Д.Байков, автор книг "Интернет: первые шаги в России" и "Интернет от email к WWW в примерах" |