“ДЕЛОВАЯ ЖИЗНЬ”

еженедельник Калининградского союза предпринимателей и Балтийской республиканской партии

ЖИЗНЬ И ПРАВО

Основополагающие принципы свободы и демократии очень медленно воспринимаются вчерашними подданными империи под названием СССР, отдельные институты (принципы) которой функционируют и сегодня.

Одним из таких принципов является унитаризм, заложенный в основу всех (за исключением самых первых) статей Конституции Российской Федерации. Если в первой статье Россия провозглашается федеративным государством, то во всех остальных - практически унитарным. По моему мнению, в этом и кроется одна из основных причин неудач в дальнейшем развитии демократии. С помощью этой Конституции федеральный центр легко парирует попытки региональных сообществ самостоятельно совершенствовать экономические, социальные и – тем более – политические инструменты регулирования жизни.

Однако, эта же самая Конституция, при умелом пользовании ее нормами, может стать великолепным инструментом для подобного самостоятельного совершенствования, а, главное, для приближения победы принципов свободы и демократии.

Дело в том, что подавляющее большинство республик, краев и областей России - с позиции норм Конституции и права – субъектами РФ пока не являются. Они вообще не являются субъектами государственного права!

Для обретения такой правосубъектности республиками, краями и областями необходимым условием – в соответствии (и по аналогии закона) с преамбулой Конституции РФ (Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)и ее статьей 3 ( Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы) является принятие Основного закона (Устава) на референдуме либо избранными и уполномоченными специально для этой цели представителями всего населения региона – Конституционным (уставным) совещанием.

В таком Основном законе (Уставе) первичным обязательным элементом должен быть статус, т.е. самоназвание, выраженное отношение к праву, демократии, указание на форму государственности и правления. В Конституции РФ это выглядит следующим образом: Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

В качестве обратного примера возьмем ситуацию в Калининградской области. Она числится в списке субъектов РФ, с 1994 г. имеет свой Устав, в ней действуют институты, именующие себя органами государственной власти Калининградской области: Калининградская областная Дума и администрация Калининградской области во главе с губернатором.

Однако, население области еще никогда не выражало своей воли ни в отношении самоназвания, ни в отношении к праву, демократии, форме государственности и правления. Этих элементов вообще нет в Уставе Калининградской области. Народ области не выражал свою волю и в отношении названий своих представительного и исполнительного органов власти. То есть, с позиции права, область не есть субъект РФ, а является просто территорией России, на которой проживают граждане России. А Дума и администрация вкупе с губернатором области являются самозванцами, грубо нарушившими пункт 4 статьи 3 Конституции РФ (никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону). Примечательно, что эта мысль, будучи многократно высказанной и в средствах массовой информации области, и в присутствии депутатов и руководства администрации ни разу не была опровергнута с предъявлением контраргументов!