“ДЕЛОВАЯ ЖИЗНЬ”

издание  Калининградского союза предпринимателей и Балтийской республиканской партии

Польские аналитики взялись развенчать "калининградские мифы"

Проблема гипотетического "транзитного коридора" между Калининградской областью и остальной частью России с самого начала воспринимается в Польше с отрицательным знаком. "Сама формулировка "транзитный коридор" у нас вызывает ассоциации с требованием фашистской Германии коридора между Рейхом и Восточной Пруссией, которое стало одним из поводов для нападения на Польшу", - сказал как-то корреспонденту "Росбалта" один из известных польских публицистов.

К тому же, эта тема возникла для Польши весьма некстати - только-только начали налаживаться хорошие взаимоотношения с Россией после нескольких лет "холодного официоза", и тут вдруг приходится сказать решительное "нет" тому, кому ещё в начале года обещалась "любовь до..."

Из-за этой неловкости, собственно говоря, особенных комментариев по этому вопросу в Польше и не появлялось - большинство сообщений сводилось к формуле "Польша поддерживает позицию ЕС о том, что никакие коридоры не приемлемы". Но, поскольку время уходит, а проблема так и не решена, пришлось разного рода аналитикам искать если уж не решений проблемы, то хотя бы - оправданий её появления.

Одним из занимательнейших исследований по этой теме является доклад "Семь мифов на тему Калининграда", подготовленный польским Центром Восточных Исследований. Особого внимания он заслуживает ещё и потому, что ЦВИ является правительственной структурой, которая ведет мониторинг процессов и событий в странах бывшего СССР - для нужд и по заказу польского правительства, отдельных министерств и госучреждений.
Простой же смертный может ознакомиться со многими исследованиями Центра благодаря Интернету. Следует заметить также, что труды аналитиков из ЦВИ часто становятся источником информации или просто цитируются в польской прессе.

Итак, авторы исследования, специалисты по России Катажина Пелчыньска-Наленч и Бартош Цихоцки во введении высказывают мнение, что "дискуссия, которая завязалась вокруг Калининграда, в значительной мере базируется на ряде не обоснованных, а повсеместно воспринимаемых как очевидные, предположений. Они, несомненно, затрудняют рациональное решение проблемы эксклава". Авторы пытаются развенчать "семь мифов", которые, по их мнению, чаще всего возникают в дискуссиях о проблемах Калининградской области после вступления Польши и Литвы в ЕС.

Первый миф - это возможное ослабление позиций Владимира Путина, что даже может склонить его к изменению проевропейского курса внешней политики, в случае отказа ЕС выполнить требования России о безвизовом транзите в/из Калининграда. Развенчивая этот миф, сотрудники ЦВИ высказывают мнение, что "бескомпромиссные заявления о проблеме эксклава могут быть даже выгодны Кремлю, невзирая на результат спора о визах".
Это объясняется тем, что поражение в этом вопросе может быть разыграно Москвой так, что позволит ей переложить на ЕС весь ворох негативных последствий от введения виз или вообще всю ответственность за плохую ситуацию в эксклаве.

Второй миф касается того, что введение визового режима Польшей создаст дополнительную проблему для Калининграда. Авторы доклада замечают, что через территорию Польши не проходит ни один транзитный путь из Калининграда в другие регионы РФ, поэтому визы на польско-российской границе не могут иметь влияния на транзит.
Другое дело, что визовый режим может иметь значение с точки зрения польско-калининградских трансграничных контактов. Но и это не является особенной проблемой, поскольку "подавляющее большинство пересечений этой границы связано с нелегальной мелкой торговлей".

Развитие этого тезиса прослеживаем и в публикации влиятельного еженедельного журнала "Политика" (N 26, 29.06.02.): "Из почти миллиона жителей Калининградской области, которые въехали на территорию Польши в прошлом году, только 1% задекларировали, что целью их путешествия является другой регион России. Несколько процентов ехали транзитом на запад или юг Европы. Остальные же собирались посетить нашу страну и возвратиться в область".

Хотя визовый режим первоначально принесёт некие неудобства локальным сообществам по обеим сторонам границы, но с точки зрения более отдалённой перспективы для государства такие действия будут полезны и необходимы, - делается вывод в докладе польских аналитиков.

Третий миф говорит о том, что введение виз будет "равнозначно невозможности безвизового проезда по маршруту Калининград-Россия". Опровергая его, польские специалисты напоминают, что о полной изоляции не может быть и речи, пока существует непосредственная связь морским и воздушным путями. Авторам исследования известно, что морской пассажирский транспорт в данном регионе практически не существует, а авиасообщение очень слабо развито, но это, по их мнению, является только свидетельством "слабой заинтересованности Москвы в развитии этих видов сообщений". То есть - это целиком проблема России.

Четвёртый миф - о дополнительных трудностях с пересечением калининградского участка российско-польской границы. Авторы доклада утверждают, что наоборот - границу пересекать станет не тяжелей, а легче. "Прежде всего, визы устранят значительную часть мелких торговцев, которые блокируют погранпереходы иногда километровыми очередями", - читаем в исследовании ЦВИ. - Таким образом, сократится время прохождения контроля, который сейчас длится несколько часов для пасажиров легкового транспорта и более десяти часов для водителей грузовых автомобилей".

Кроме сокращения времени контроля, визовый режим приведёт также к ограничению коррупции на границе, потому что отпадёт необходимость "платить милиционерам и пограничникам, например, за ускорение проверки", - считают К. Пелчыньска-Наленч и Б. Цихоцки.

Очередным мифом является и мнение, что изоляция Калининградского региона зависит только от решений ЕС. В самом же деле это Москва, как замечалось выше, не спешит расширять воздушные и морские сообщения на этом участке, а также не увеличивает темп и финансирование выдачи загранпаспортов жителям эксклава. По данным польских аналитиков, только 25% жителей области имеет такие паспорта. Кроме того, открытость региона определяется не только возможностью жителей выезжать из него, но и возможностью иностранцев посещать регион. При случае, надо обратить внимание на то, что визы в Россию получить довольно непросто, и стоят они немало.

И последние два мифа касаются т.н. "Шенгенской зоны": во-первых, что вхождение Польши и Литвы в ЕС будет равнозначно вхождению в "Шенген"; а во-вторых, что решение проблем калининградского транзита сводится только к альтернативе введения или не введения виз, поскольку нет возможности найти решения в рамках самих шенгенских соглашений.

Первый миф развенчать легко - ещё на протяжении ряда лет после вхождения новых членов в ЕС, они не войдут в "Шенгенскую зону" и смогут выдавать свои "национальные визы", которые будут давать право иностранцам пребывать только на территории данной страны.

Что же касается альтернативных решений, то одним из них может быть заявление министров иностранных дел стран-кандидатов в ЕС о возможности смягчения визового режима путём выдачи дешёвых виз (несколько долларов за одноразовую и полтора десятка долларов за многоразовую), а также развитие консульской инфраструктуры и увеличение количества пропускных пунктов на границе.

Так что, "существует ряд решений, применение которых значительно облегчит транзит, без необходимости выхода за рамки требований Шенгена", - резюмируют авторы доклада "Семь мифов на тему Калининграда".

Для завершения данного обзора хотелось бы ещё раз обратиться к публикации в еженедельнике "Политика": "Некоторые объясняют твёрдую позицию России тем, что Москва хочет использовать калининградскую проблему как удобный инструмент нажима и торговли с ЕС, для получения уступок в вопросах, в самом деле важных для Российской Федерации".

Складывается впечатление, что данное высказывание является квинтэссенцией подхода польских аналитиков и политиков к проблеме "калининградского транзитного коридора".

Росбалт, 19/07/2002, ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ 17:22  

Владимир Павлив, ИА Росбалт. Варшава