издание Калининградского союза предпринимателей и Балтийской республиканской партии
ПРОГРАММНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ПРАВОЙ ПАРТИИ
Общие положения
В России продолжаются процессы формирования и становления гражданского общества.
Две его основные составляющие: бюджетное сословие и люди наемного труда. В
совокупности, это - более двух третей всего населения страны. Они уже
имеют политические организации, готовые представлять и защищать их интересы
в органах государственной власти и местного самоуправления. Однако существуют
и интересы экономически активной части населения, тех, кто взял на себя ответственность
за свою свободу и свободу государства. Их интересы пытались представлять различные
политические партии, но они не смогли завоевать доверие необходимого числа
избирателей. Мы полагаем, что основными причинами поражения явились отсутствие
в партийных программах ясной и недвусмысленной идеологической платформы, игнорирование
нравственных принципов и иждивенчество рядовых членов этих партий. Ради привлечения дополнительных
голосов избирателей якобы <правые> не гнушались популистскими лозунгами,
включали в партийные списки лиц со скандальной известностью, а
на местах проявляли активность только за деньги, присылаемые из центра. В
итоге, высший законодательный орган Российской Федерации - Федеральное собрание
- оказался без представителей той части сограждан, которая в большинстве стран
является экономической опорой и оплотом государственности.
Политика и нравственность
Мы, правые, исходим из того, что существует мораль, понимаемая и разделяемая
большинством людей везде и всегда, и наша политика является, по сути, приложением
этих нравственных норм к реалиям экономической и политической жизни. Мы исходим
из существования неизменных нравственных принципов, которые не могут быть
отвергнуты во имя чего бы то ни было. Мы исходим из того, что никакие
соображения выгоды, удобства, идеологической моды, экономической целесообразности,
политического успеха не являются достаточным
поводом для отторжения этих нравственных принципов, поскольку они являются
неотъемлемой частью человеческой сущности. В основе нашей морали лежит понятие
ответственности человека за себя и свои поступки. Мы считаем
всех людей свободными, вменяемыми и дееспособными существами, и поэтому несущими
полную ответственность за любые действия, ими совершаемые. С нашей точки
зрения не существует никаких внешних обстоятельств, которые оправдывали бы
аморальные поступки людей по отношению друг к другу или к обществу в целом.
В частности, никто не имеет права покушаться или наносить ущерб чужой жизни,
свободе или благосостоянию. Никто не имеет права безнаказанно лгать или вводить
в заблуждение других людей. Человек должен отвечать за свои обязательства,
обязан выполнять свои обещания или нести ответственность
за их невыполнение. Никто не имеет права требовать, чтобы его содержали за
чужой счет, каково бы ни было его материальное положение. В этом - наше принципиальное
расхождение со сторонниками социал-демократии,
фактически поощряющими человеческую безответственность и недееспособность,
зависимость от среды или обстоятельств. Мы рассматриваем любые общественные
порядки не
с точки зрения их экономического, политического или иного успеха, но только
с точки зрения того, позволяют они реализовывать нравственные ценности или
нет. Допустимы, морально
одобряемы и достойны существования только те общественные институты, те законы,
та религия, которые признают, утверждают и поддерживают эти ценности. Общество,
систематически игнорирующее эти принципы или прямо
их отрицающее, либо потерпит крах, либо перестанет быть человеческим обществом.
Мы признаем и утверждаем на практике такие гражданские добродетели, как патриотизм,
верность своему народу и правительству, лояльность к законной власти, посильное
участие в гражданских делах. В частности, мы считаем, что
законы государства подлежат исполнению в такой же мере, в которой они сами
являются законными, то есть выражают и формулируют нравственные принципы.
Безнравственный,
аморальный или преступный закон не может и не должен исполняться,
а утвердившая его власть не заслуживает уважения граждан. Более того, граждане
обязаны судить свое государство, если оно прямо попирает основные моральные
нормы.
Политика и экономика
Мы являемся открытыми противниками построения "социального государства",
присваивающего себе право перераспределять общественный доход, даже если это
делается с самыми лучшими намерениями. Подобная практика размывает границы
между честным заработком и иждивенчеством, дает возможность ленивым и неспособным
людям получать не заработанные доходы, а также ставит граждан в ложное положение
иждивенцев, существующих за счет и по милости государства, хотя на самом деле
это не так. К числу общественных институтов, реализующих нравственные принципы,
мы относим государство, частную собственность, свободный рынок. Эти общественные
институты являются взаимозависимыми и обусловливают существование друг друга.
Мы считаем, что вне государства нельзя говорить о законной частной собственности,
а без частной собственности не существует и свободного рынка. С другой стороны,
защита частной
собственности является первейшей обязанностью государства, а свободный рынок
нужен только как законное средство ее перераспределения.
Государство для нас - это прежде всего нравственное единство его граждан,
форма практической реализации их нравственных принципов, воплощенных в государственных
институтах. Сущностью государства является право, основанное на морали, а
само государство - это совокупность институтов, утверждающих и осуществляющих
право. Мы понимаем государство как Res Publica - общественное
дело.
Нынешние законы и некоторые положения Конституции внушают обществу иллюзию,
что и сегодня можно жить лучше, чем работают все его члены. Но это было возможно
до начала 80-х годов, - пока прежние правители не распродали основную часть
природных ресурсов, потратив выручку на прокорм своих подданных и на поддержку
коммунистической идеи в других странах. Ситуация изменилась
коренным образом: продавать почти нечего, и продолжать жить лучше, чем работать,
невозможно. Единственный честный выход: признать невозможность выполнения государством
некоторых своих обещаний. Сокращение государственных
обязательств приведет к сокращению расходов и даст возможность снизить налоговое
бремя на экономически активную часть общества. Это будет способствовать возрождению
отечественной экономики и без западных
инвестиций, постоянное упоминание о которых нынешним правительством унижает
национальную гордость россиян.
Мы утверждаем, что частная собственность является священным правом, а лишение
частной собственности какого бы то ни было лица каким бы то ни было лицом
есть кража. Мы признаем также и то, что некоторые блага могут и должны находиться
в общественной собственности. Однако любое нарушение права частной собственности
должно быть морально обосновано, причем соображения чьего-то
частного (или даже общественного) удобства, выгоды или пользы не могут
приниматься во внимание. Так, мы никогда не согласимся с тем, что общество
граждан может лишить своего согражданина законно приобретенного им имущества,
даже
если все граждане захотят этого. Также граждане не имеют права принимать законы,
отрицающие частную собственность, даже если все они согласятся с этим. Именно
поэтому мы выступаем за ограниченность демократии, а левые, напротив, часто
отстаивают неограниченную власть большинства и поклоняются демократическим
процедурам, какие бы решения ни были приняты в результате их применения.
Мы считаем единственным законным институтом перераспределения собственности
между гражданами свободный рынок, как неотъемлемую черту гражданского общества.
Свободный рынок - это институт, позволяющий гражданам передавать друг другу
права собственности путем установления добровольных соглашений между собой
в присутствии государственных инстанций, которые гарантируют добровольность
этих соглашений, их законность, а также их выполнение. Мы считаем, что рынок,
сделки на котором совершаются не добровольно, с нарушением закона или без
гарантии заключаемых обязательств, не является свободным, что незаконные и
аморальные виды собственности или разновидности сделок (например, торговля
людьми, государственными секретами, некачественными или опасными товарами)
не могут быть допущены, а рынок, допускающий подобное, неизбежно становится
средством обмана и орудием насилия.
Мы позитивно относимся к материальному благосостоянию и считаем его рост благом.
Мы усматриваем в материальном достатке необходимое условие нравственного здоровья
общества. По нашему мнению, бедность является причиной преступности, дикости,
несвободы и насилия, во первых, потому что голод и нищета обычно рассматриваются
людьми как достаточный повод для уклонения от нравственных обязанностей, а
во-вторых, потому что бедные (поскольку бедность есть слабость) являются естественными
жертвами разного рода негодяев.
Нищета является рассадником порока в любом обществе.
Мы не являемся поборниками имущественного равенства и считаем различие в доходах
людей нравственно допустимым явлением только потому, что не видим никаких
нравственно допустимых средств уравнять имущественное положение людей. Все
известные способы прямого перераспределения материальных ценностей в пользу
бедных, помимо добровольной благотворительности, начиная от экспроприации
собственности и кончая запретами на занятия высокодоходным
бизнесом, аморальны и разрушительны для общества в целом.
Мы утверждаем, что невозможно добиться справедливости (в том числе и "
социальной"), используя для этого несправедливые средства, и что государство,
начинающее с того, что отнимает состояние у миллионера на нужды нищих, рано
или поздно кончит тем, что отнимет последний грош у нищего на нужды государства.
История это подтверждает. Тем не менее наша идеология предполагает поиск путей
к социальному партнерству, являющемуся основой классового мира. Преуспевающие
люди должны осознавать, что имеют особые обязанности и ответственность перед
обществом в целом и перед своими менее успешными согражданами в частности.
Наш социальный идеал - это общество, в котором не существует вопиющей нищеты,
поскольку работоспособные люди трудятся и получают за это вознаграждение,
а неработоспособные могут рассчитывать на частную благотворительность. В то
же время это - общество, в котором есть богатые люди, причем их богатство
уважается, поскольку оно досталось им законно (т. е. заработано или унаследовано).
Мы считаем основной причиной социальных конфликтов нарушение этого последнего
условия:
ситуация, когда класс богатых состоит из людей, достигших благосостояния неприемлемыми
для общества способами, побуждает низы к неуважению права собственности вообще,
то есть их развращает. Еще одной причиной этих конфликтов является распространение
ложных учений, утверждающих, что все способы достижения благосостояния аморальны,
и подстрекающих массы к "
грабежу награбленного". Однако подобное подстрекательство может быть
успешным только в том случае, если для него имеются какие-то основания. Именно
по этой
причине мы не можем одобрить и оправдать современные российские порядки, поскольку
число людей, составивших свои состояния аморальными способами, слишком велико.
При этом мы полностью отвергаем теории "первоначального накопления капитала", "неизбежности
грабительского капитализма" и т. д., восходящие к левой политэкономии.
Использование же подобных понятий в качестве аргументов является для нас критерием
явной или скрытой левизны тех, кто к ним обращается.