Ж е л е з н ы й к а н ц л е р "Мы восхищаемся статуей, но
презираем
скульптора", - как говорили в античности
Статут LXXXVII
Первый год XX
века в Кенигсберге был ознаменован заметным
событием: недалеко от западной части замка был
поставлен памятник Бисмарку, особо почитаемому
лабораторией "Кенигсберг 13". Памятник был
поставлен на постамент из темного гранита. На
узорчатом полу у ног канцлера была
жизнеутверждающая надпись: "Мы, немцы, боимся
Бога и ничего больше".
Как известно, Бисмарк предупреждал своих
соотечественников по возможности, никогда не
воевать с Россией. Предупреждение не было
услышано. Когда же в апреле 1945 года штурмовавшие
с юга русские войска ворвались в Королевский
замок, было замечено, что памятник Бисмарку был
поражен: артиллерийский снаряд попал в голову,
пробив височную часть.
Что самое поразительное, артиллеристы
утверждали,что голову пробил немецкий снаряд.
Когда же после взятия города многочисленные
студии снимали фильмы о войне, то для придания
большей достоверности сюжета, повествующего о
тяжелых боях, киношники специально залезали на
памятник, вставляли в пробоину паклю и поджигали
ее. Бисмарк дымил бесконечно долго. Дым, валивший
из головы, должен был подчеркнуть весь колорит
боя, развернувшийся вокруг Королевского замка. И
вот однажды, один из техников стал взбираться на
памятник с куском тряпки, смоченной в бензине.
Когда он, карабкаясь по памятнику, цепляясь за
выпуклые пуговицы мундира и ордена, добрался до
головы, ему нестерпимо захотелось заглянуть в
глаза канцлера. Но так как нещадно палило солнце,
и бронзовый памятник нагрелся, ладони
карабкающегося еле выдерживали температуру
раскаленной на солнце бронзы. Фуражка свалилась,
и солнце нестерпимо пекло голову. И, о ужас!
Солнечный удар был настолько силен, что
киношнику показалось, будто бронзовый Бисмарк
подмигнул ему зеленым глазом.
Падение с памятника было непродолжительным.
Там, где у ног Бисмарка извивался бронзовый
змей-дракон - символ "немецких раздоров", и
была изящно отлитая решетка, изображавшая
немецкого орла, прямо на надписи лежал
перепуганный киношник. Надпись же эту он
запомнил на многие годы своей
кинематографической судьбы "Мы, немцы, боимся
Бога и ничего больше".
© Сергей Трифонов, 1998, дизайн Олега Дулецкого, размещено на
узле компании ЕТайп
|