С е р е б р я н н а я п л а с т
и н а Альфред
Роде - великолепный знаток янтаря, известный
ученый, автор многочисленных
книг и научных статей. Еще студентом он собирал
коллекцию янтаря, утверждая, что застывшая
миллионы лет назад смола - живая. Это изумляло его
друзей и учителей, а кое-кто, заметив однажды, как
Роде гладил кусок янтаря и что-то шептал при этом,
даже поговаривал, что он сумасшедший.
Когда же Альфред Роде был назначен на
пост директора Янтарного музея в Кенигсберге, он
стал считать себя, как бы приемником Иммануила
Канта, который в конце XVIII века длительное время
был директором этого замечательного собрания
янтаря. И вот тут-то странности его приобрели
необъяснимый характер. Мания величия все больше
отягощала психику Альфреда Роде и, когда в начале
войны немецкие солдаты доставили в Кенигсберг из
Пушкина Янтарную комнату. Роде и вовсе обезумел
от радости. Никому не доверял прикасаться к ней. В
его разговорах все чаще звучала фраза "мое
сокровище, моя Янтарная комната".
|
С момента появления Янтарной комнаты в
Замке Кенигсберга и по 3 апреля 1945 года, дня
расставания Альфреда Роде с Янтарной комнатой,
время летело незаметно. Ощущение того, что
расставание с ней было неминуемо, разрушало его
здоровье. Малоизвестный факт, когда гениальное
прозрение ученого Альфреда Роде однажды очень
сильно помогло ему. В деревянной, хорошо скрытой
щели одной из панелей янтарной комнаты Альфред
Роде обнаружил торчащий шнур, затертый воском.
Пинцетом он отковырнул его и, потянув, вынул
серебряную фольгу из-под трех темных янтарных
пластинок. Таким образом, старые мастера
упаковали своеобразную инструкцию, как хранить,
обихаживать панели и, в случае крайней
необходимости, укрывать бесценное сокровище -
Янтарную комнату. Гравер на серебре нанес
множество схем и другой крайне полезной
информации, которую в России не обнаружили ни во
времена Петра, ни в Екатерининскую пору, ни в
Сталинский период.
Это своеобразное послание мастеров Альфред
Роде скрыл от всех, кроме своей жены. С этого
момента семья Роде стала обладательницей
уникальнейшей информации, а вместе с тем
получила право присутствовать при захоронении
Янтарной комнаты. В этот момент
Альфред Роде отчетливо понял, почему янтарные
пластинки отклеивались и падали на пол в замке,
каков состав клея, фиксирующего янтарь на
деревянной основе, каково должно быть освещение
в комнате из янтаря. Это была сенсация!
© Сергей Трифонов, 1998, дизайн Олега Дулецкого, размещено на
узле компании ЕТайп
|