Воскресный
вечер 29 ноября 1998 года, у нас с супругой гости,
наши русские соседи. А тут как раз подоспела
горячая ароматная картофельная бабка, которая
подается на стол с холодной сметаной. Соседка
пробует, и, причмокивая, мечтательно говорит, что
по вкусу это не бабка, а деруны. Ведь так говорила
ее мама, большая мастерица кулинарного дела.
Блюдо, несомненно, вкусное и сытное, не
располагает к спорам о его названии, да и спорам
вообще. Сопровождаемое стаканом хорошего
испанского вина, оно навевает мысли о всеобщем
мире и согласии. Ближняя соседка принесла
добротной домашней выпечки темно коричневый
торт с белым воздушным кремом, залитый шоколадом.
Торт называется “негр в пене”. К торту
цейлонский чай, а к чаю лимон. Лимон свежайший,
час назад сорван с дерева. Целый ящик этого
солнечного плода принес мне дальний сосед,
который работает на цитрусовой плантации вместе
с самыми настоящими неграми из Марокко, а не с
кулинарными, залитыми шоколадом.
Вместе с ворохом лимонов сосед принес весть,
которая мигом вытряхнула из нас всех благодушие.
За чаем, между двумя кусочками торта с расистским
названием, он пригласил нас завтра посетить
плантацию, чтобы познакомиться еще с одними
неграми: не “в пене”, не из Марокко, а неграми
саратовскими.
Мои детские представления, внушенные
коммунистической пропагандой, слили воедино
черную расу, палящее солнце, плантации и злых
угнетателей с безжалостными кнутами.
И вот становится перевернутой явью то трудно
вообразимое детским умом зло, о котором здесь до
меня только доходили слухи: оказывается, нашлись
наши русско-одесские пройдохи, которые
сообразили, что Россию еще не полностью
разворовали: остались не разворованными (за
ненадобностью) трудовые ресурсы. Пока еще
остались… Поначалу все больше походило на
анекдот, чем на правдивую историю:
Сидят два безработных саратовских мужика за
бутылкой. Один и говорит другому: "Да я бы хоть
негром на плантацию пошел, чтоб копейку
заработать". Другой поддерживает: "Хоть у
черта, хоть полкопейки, да заработать". И
только сказал он про черта, как оба оказываются в
самолете, холеный стюард говорит: "Мы в
Испании, прошу к трапу". В аэропорту их
встречает никакой не рогатый и не хвостатый, а
холеный НАШ одессит и на своем сверкающем авто
привозит мужиков в обставленную специально для
них отдельную квартиру, а утром забирает на
цитрусовую плантацию, где за каждый собранный
ящик лимонов насчитывает по 5 баксов, а не
каких-то там полкопейки! И не надо на морозе
дрожать, здесь днем +25!
Саратовские безработные онемели от счастья и
давай озверело срывать с деревьев желтые линомы,
как зеленые купюры, чтоб другим не досталось... И
вдруг (в анекдоте со счастливым началом обязано
быть "вдруг"). И вдруг вечером приходит тот
же одессит и говорит: "Вы мне должны за услуги
4000 баксов, по 2000 каждый. Отработаете - получите
билеты в Саратов".
Анекдот получается не смешной, потому что в нем
нет выдумки. Механизм разворовывания
заброшенных рабочих рук России безумно прост: в
Саратове объявляется первый "подельник" и
набирает отчаявшихся найти работу русских
мужиков на заработки под синим испанским небом.
Обещают 100 долларов в день "не напрягаясь".
Завораживает арифметика: поездка туда – обратно
вместе с визой стоит около 1000 долларов. Заработок
за месяц 100(долларов)х30(дней)=3000, то есть две тыщи
навару. И наш доверчивый русский мужик, конечно,
верит. Он не может не поверить, ведь он так
устроен, что верит в чудеса, в коммунизм и вообще
в то, чего не может быть.
Бедняга наскребает заветный "кусок"
занимая-перезанимая, оставляя в залог дом и
семью, чтобы только вступив на испанскую землю в
аэропорту Аликанте, расстаться еще с 50 баксами,
которые надо вручить второму "подельнику"
орудующему по эту сторону остатков железного
занавеса, под личиной представителя некой
турфирмы. Следующие 400 баксов с него берут за
квартиру, красная цена которой 200, потом еще 100 за
воду и свет, потом еще 5-10 долларов в день третьему
и четвертому "подельникам", НАШИМ,
называющим себя "бригадирами".
Всего за месяц эти большие мастера на выдумки,
могут насчитать новоявленным сборщикам
впечатляюще-ярких плодов не менее впечатляющий
долг до 1000-2000 "зеленых", включая взятые с
потолка затраты то "на взятки" то на
"штрафы за качество". Однако самая большая
неожиданность для мужиков заключается в том, что
дневной заработок на поле при самой интенсивной
работе составляет... около 30 долларов или чуть
больше, а в месяце, если повезет, 24-25 рабочих дней,
потому что выходные и праздничные дни для
испанцев - святыня.
Не тратьте времени на поиск калькулятора. Той
арифметики, что так завораживала в Саратове, не
будет. Месячный "навар" получается больше
полтысячи долларов, но со знаком "минус". А
ведь еще и питаться надо. И не приведи господь
заболеть… Лечение очень дорого!
Важным штрихом к наброску "негр
саратовский" будет находящаяся на заднем
плане молодая и симпатичная, белокурая
"саратовская рабыня". Она оставила в
Саратове, на попечении страдающей туберкулезом
слепой бабушки троих детей, чтобы через месяц
вернуться с заработанными на плантации деньгами
и, наконец-то, одеть детей к зиме и накупить им
"вкусненького". Это ничего, что у нее одна
рука с детства хуже работает, зато другая за
двоих старается.
"Бригадир", падкий до женских прелестей,
которыми Бог нашу героиню не обидел, пользуясь ее
полной беспомощностью в чужой стране с пугающе -
непонятным для нее языком, проделывает с ней все,
что ему вздумается, запугивая воображаемым
увольнением... Подойдет вразвалочку утром, и
сокрушенно говорит: "хозяин сказал тебя больше
не брать, слабо работаешь и много брака". А у
нее, бедняги, и виза давно просрочена и обратный
билет до Саратова пропал, а купить новый стоит
около 500 долларов, вместо которых у нее зияет
такой же величины "минус". Она чуть не
плачет: "...енька, миленький, я ведь без тебя тут
пропаду и деток своих погублю, выручи, а я уж
наизнанку вывернусь, а угожу проклятому
хозяину!"
Ближе к вечеру "бригадир" подойдет еще раз,
и утешит: "Уговорил я хозяина, он разрешил
оставить тебя, но только под мои гарантии"...
Вас, конечно, не удивит, что и "представитель
турфирмы" и "бригадиры" - самые банальные
русские нелегалы, которые по-испански не то что
договориться, а даже грамотно поздороваться не
могут. Нехитрую науку поденной работы на
плантации они постигли, когда безденежное
отчаянье бросило их на поиски дьявола, что
покупает души. Но, загвоздка оказалась в том, что
у дьявола спрос только на невинные души.
Потому-то один из грешных бригадиров и
содержался за счет сожительства не юной жены с
юным испанским искателем острых ощущений.
Ощущения последний находил прямо в квартире
будущего бригадира, где вместе с ним и
презирающей его женой проживала еще и взрослая
дочь, которая, в свою очередь, состояла в браке с
этим самым юным искателем. Якобы в фиктивном.
Но моральный облик подонка кажется сущей
ерундой в сравнении с масштабностью явления
“негры саратовские”. Истоки его не требуют
особого пояснения. Испанские законы позволяют
сельскохозяйственным кооперативам и фермерам
нанимать поденных рабочих для сезонных работ.
При этом на практике нет необходимости в наличии
какого-либо документа. Пришел – работай.
Заработал – получи в конце недели зарплату.
Традиционно в Испании сбор цитрусовых, сезон
которых длится с конца ноября до самого марта,
был делом потомственных бригад из Марокко и
“цитрусовых” регионов Испании. Про такие
трудовые ячейки наши земляки с широко раскрытыми
от удивления глазами рассказывают: “Налетели
как саранча: один бежит и расстилает брезент под
деревьями, другой следом за ним верхние плоды
собирает… и так далее. Руки только мелькают
подобно маховику станка. Получается, что пока мы
вдвоем одно дерево обираем, они ряд заканчивают.
Весь день полные ящики несут. Мы столько смотреть
успеваем.”
Однако, в последние годы все меньше и меньше
становится тех, кто предпочитает потомственную
работу в поле образованию и занятиям в офисе, а
значит фермерам приходится набирать случайных
людей без определенного рода занятий.
Так многие Наши, оставшись на чужбине без
средств к существованию и права на работу (как,
впрочем, и без многих других прав), имеют
возможность в исключительно трудные дни
прокормиться, не опускаясь до обносков и
огрызков со свалки, до самого дна уголовной
преступности и проституции. А поскольку урожаи
разных культур в солнечной Испании поспевают
круглый год, постольку и поденщину Наши легко
превратили из исключения в правило. А заодно и
принесли сюда свои правила жизни: воровать друг у
друга собранные ящики, устраивать скандалы и
делить ряды на “лучшие” и “худшие”.
Однажды мирную тишь плантации, изредка
тревожимую разноязыкими песнями и возгласами,
потрясли вопли с мордобоем. Сбежавшиеся люди
никогда в жизни не смогли бы догадаться, что
причиной ссоры двух русских пар, работающих
совершенно независимо друг от друга, было то, что
одна пара вместе наполняла ящики и вместе
сносила их на край поля, а в другой жена
“пристроилась” только собирать, а муж
“пристроился” относить в одиночку… Понять это
можем только мы, русские. Только нам дано понять
как можно полтора месячных заработка отдать в
качестве взятки мошенникам за общедоступное
“трудоустройство” на месяц, в течении которого
действительна туристическая виза, врученная
саратовским мужикам и бабам как пропуск на
заработки…
“Они же на заработки приехали!”, - сказал мне
один из самозванцев-бригадиров, разъясняя мне в
понедельник, 30 ноября, свою незыблемую
угнетательскую правоту, - “Пусть пашут! Меня тоже
никто не пожалел, когда я без работы тут за гроши
горбатился”.
Подведем ЧЕРТУ.
Все написанное до слова “ЧЕРТУ” я показал двум
“подельникам”, после чего мы договорились: их
имена в окончательном тексте не появляются, а они
сами больше не появятся за сбором дани с “негров
саратовских”. Но что для них стоит нарушить
данное слово, что может значить слово печатное,
когда такой звонкой монетой текут в карман еще не
разворованные российские трудовые ресурсы и так
необъятны в окрестностях Аликанте залитые
солнцем темно-зеленые поля с яркими плодами…
Поговаривают, что в этом году будет собран
небывало большой урожай. И все уладится.
Уже завтра все будет идти своим чередом, и я не
буду совать нос в чужие дела, пока они не коснутся
лично меня или не возмутят до крайности. Затею
какие-то новые дела сам. В воскресенье ко мне
опять придут ближние и дальние соседи, а то и
просто знакомые, чтобы отведать чего-нибудь
вкусненького, а потом под чашку чая с
переименованным тортом “негр саратовский, в
пене” мы расскажем друг другу трудно
вообразимую для постороннего правду про Наших в
Испании.