“ДЕЛОВАЯ ЖИЗНЬ”

еженедельник Калининградского союза предпринимателей и Балтийской республиканской партии

07.03.1999 года

ОБРЕТЕНИЕ СТАТУСА - ЗА И ПРОТИВ

 

ОБРЕТЕНИЕ СТАТУСА - ЗА И ПРОТИВ

Из года в год депутаты облдумы запаздывают с принятием бюджета. В числе главных причин: аналогичное запаздывание с принятием бюджета страны. В нем-де закладываются трансферты субъектам, а без точного знания размера подачки сверстать годовой план расходов области невозможно. (Про фиктивность плана доходов власти благоразумно умалчивают.)

Итоги прошлых лет показывают, что задержки с принятием областного бюджета - в ожидании утверждения суммы трансферта - оказываются бесполезными. Москва давно уже не перечисляет в область всего обещанного, и планы доходов-расходов приходится ежегодно урезать. Как правило, урезанию подвергаются статьи расходов на социальную сферу. Себя же администрация не забыла ни разу. Более того, именно в первые месяцы года - когда бюджет еще не утвержден - имеют место траты администрации, которые год спустя признаются депутатами Думы неоправданными и даже незаконными. Но поезд, как говорится, ушел...

Такой ли серьезной помехой принятию областного бюджета является незнание суммы федеральной помощи? - Уверен, что нет. Зная количественные показатели всех хозяйствующих субъектов, вычислить доходы областного бюджета не очень сложно. Исходя из полученных цифр можно составить и смету самых необходимых расходов. То есть, тех сфер жизни, на которые просто нельзя не тратиться: на медицину, детство, школьное образование, пенсии. На все остальное областные власти будут тратиться только в том случае, когда появится что тратить. В нашем случае - когда поступят суммы трансферта.

Можно ли заставить депутатов областной Думы и администрацию области действовать именно так? При существующей системе государственных институтов - нет. И законодатели и исполнительная власть прикроются ссылкой на федеральные законы, которые допускают такие вольности с принятием годовых бюджетов. Следовательно, в интересах всего сообщества изменить нынешнюю систему государственных институтов. Областные власти должны быть ответственными перед собственным населением, а не перед федеральным законодательством.

Предлагаемое решение проблемы: обретение областью такого статуса, который бы закрепил ответственность депутатов сначала перед собственными избирателями. И только во вторую очередь - перед Федерацией. Подобный статус не может быть ниже статуса суверенного государственного образования, а с учетом скорого вхождения наших соседей в Евросоюз - статуса государства. Что никоим образом ни нам не помешает оставаться субъектом Российской Федерации, ни России - осуществлять свою внешнюю политику с учетом имеющегося у нее субъекта на Балтике.

М.Дмитриев