Первый альбом Third Eye Blind был,
пожалуй, самым переоцененным альбомом в 1997. Там
было много праздного и стеснительного попа и
мало чего запоминающегося. Четыре миллиона
рок-фэнов, принёсших группе
коммерческий успех, это мало волновало. Хорошие
новости: "Blue" сильно прибавил. Плохие
новости: похоже, фронтмэн Stephan Jenkins ещё не
определился со стилем, и стильности уделяется
больше времени, чем содержанию.
Начинается альбом с многообещающего
панковсого зажигайчика "Anything", в котором
характерная для группы
гипер-мелодичность променяна на энергичность
("Хорошо поменяли... Классно поменяли!").
Затем идут "Wounded"
и "10
Days Late", слегка треснувшие по швам от того
количества музыкальных идей, которые в них
пытались втиснуть. "1000
July" звучит как три разных композиции,
связанные в одно почти неуловимой нитью. Но когда
ТЕВ хотят, могут
делать рок в стиле Stones, The Who и Led Zeppelin. Как дань
традиции, видимо, в слегка психаделическую "The
Red Summer Sun" втиснут взвизг Роберта Планта
"Been a long time!" из композиции "Rock and Roll". В "Camouflage"
Кэдоган выстреливает такую серию 1/16-х, будто он
новый Юл Бринер. А в это время голос Стефана
Дженкинса появляется/появляется/появляется,
навевая воспоминания о New Radicals и их "You Get What You
Give". Что-то KISS-оватое есть в прямолинейном
рокере "Never
Let You Go", а прослушав медляк "Slow Motion",
представители лэйбла-распространителя
попросили группу изменить
содержание - уж больно брутальный получился
медлячок. Так что, как говорится, дэд нот из рок.
Хотя доминирует в альбоме спокойный фолк-фанк,
под его крылом мирно уживаются, а иногда даже
удачно сотрудничают различные стили. Энергичный
фолк заглавного
трэка, бодрый диссонанс "Freakshow",
игривый рэп (!!! у Ани
ДиФранко !!!) "Swing",
ленивый фанк противоречивой "Providence"
(тут своим бэк-вокалом осчастливил The Artist, в
смысле Принц, но его "-вокал" настолько
"бэк-", что надо сильно прислушаться). Эти
музыкальные шатания, сопровождающиеся
попеременно буйными/блёклыми вокалами самой ДиФранко, и составляют "To the
Teeth".
Учитывая такую разнонаправленность отдельно
взятых композиций, вдвойне удивительно, как
хорошо и слаженно звучит весь альбом, а точнее
его первые две трети, после чего начинаются
"матери учения". Успех, как это часто бывает,
лежит в содержании. Ани
ДиФранко всё так же открыта, ранима и раняща,
что и 13 альбомов/29 лет назад. Но где-то она изменилась - нет
той до хрипоты уверенности в своей правоте,
жизненные ценности пересматриваются ("I
Know This Bar"), потому что открытость влечёт за
собой анализ и перемены. Перемены отражены и в
вокале - по-детски очаровательном ("The
Arrivals Gate"), издевательском ("Freakshow") и
усталом ("Wish
I May"). Тематически, Ани проезжается по
старому набору социальных грехов: насилие,
классовые рамки, неравноправие женщин (иногда
так и хочется спросить - где было ущемляемое
женское равноправие, когда мужья в одних только
наспех сшитых шкурах ходили с дубинами на
медведей, а иногда и на мамонтов ; и как феминизм хочет за
десятилетия поменять в сознании то, что было там
задолго до н.э.). Но мы отвлеклись. В этот раз в
прицел Ани
попала НРА и её политические и неполитические
спонсоры ("Hello
Birmingham"). Заглавный трэк звучит как обвинение
молодёжи, которая носится по улицам с оружием,
строя из себя гангстеров. Менее остро и интересно
звучат "Soft
Shoulder" и "Going
Once", напряжение уступает комфорту, в чём-то
схожему с некоторыми моментами "Up Up Up
Up Up Up". (Да, кстати, "To the Teeth" выходит уже
третьим альбомом Ани ДиФранко
в течение года, если считать совместный с Utah Phillips
"Fellow Workers"). Например, "Back
Back Back" при участии саксофониста Масео
Паркера. Медленные песни с приглушённым вокалом
служат хорошим балансом шуму и ярости более
одушевлённых соальбомников.
Это - едва ли не лучший альбом Ани
ДиФранко. Надеюсь, что не надо будет ещё 13,
чтобы опять получился такой 14-ый.
Тридцать пять лет назад Ринго
пел "I wanna be your man". Теперь бывший барабанщик
бывших Beatles хочет стать нашим
Санта Клаусом. "I Wanna Be Santa Claus" - разудалая
работа по переоформлению многих
канонически-приевшихся рождественских гимнов,
за которой виден шарм и привлекательная личность
Ринго,
которая, как однажды сказал Сэмьюел Джексон
Джону Травольтa в одной забегаловке, "goes a
loоооng way".
Естественно, "I Wanna Be Santa Claus" хорош тогда,
когда песни быстрые и весёлые: "Rudolph
the Red-Nosed Reindeer" и "Winter
Wonderland". Но исполнение Ринго
"White Christmas", наверное, заставляет Bing-а Crosby
переворачиваться в гробу. Новые работы Старра в
сотрудничестве с Марком Хадсоном вряд ли попадут
в списки рождественской классики, но отдельные
композиции звучат как минимум в духе момента.
Особенно выделяется "Pax Um Biscum (Peace Be With You)" с
гитаристом Aerosmith Джо Перри. В целом, приятный, но
не останавливающий на себе пристального
внимания альбом, плюс штрафной за издевательство
над образом Санты
Cловосочетание "born again" в Штатах принято
употреблять, когда говорится о человеке,
принявшем крещение (интересно, с каких это пор
религиозной тематике потребовались поэтические
эвфемизмы !?). В смысле, ожил для жизни вечной. Что
с натяжкой равно "умер в жизни земной", что,
собственно, и случилось с Бигги. Погиб парень 8-го
марта (хорошо, что американцы в большинстве своём
не коммунисты, а то вот бы был подарок маме) от рук
неизвестных. До сих пор этих неизвестных ищут,
всё больше в стане поклонников Тупака Шакура, и,
надо сказать, подозреваемыx находят-таки с
завидной регулярностью в течение уже четырёх
лет. Но отряд не заметил потери бойца, и Пафф
Дэдди, друг и продюссер Бигги,
быстро нашёл клона (некто Shyne рэпует в очень
похожей манере). Однако никто оставшихся в живых
исполнителей не обладает даром Кристофера
Уоллеса сказать много, произнеся мало. Он умеет
начинить рифмы такими яркими деталями, что целое
нарисовывается само, легко и походя. Хотя много
таланта уходит на стандартные пошлости ("You know
the routine/ Got my dick large like Bruce Springsteen") и прочий
гангста-шыт.
Сам альбом на удивление весёлый и
оптимистичный. Одно убивает его наповал - там
мало самого Бигги.
Почти во всех трэках по два-четыре со-исполнителя
("Dead
Wrong" - приятное исключение), и местами речёвки
Ноториэса обрываются на полурифме, и
соучастникам приходится подхватывать ("Would You
Die for Me" с Lil' Kim и Puff Daddy). А иногда Бигги просто не
вписывается в трэки, сделанные явно для
"гостей" - если кто видел клип "Notorious
B.I.G.", то должны согласиться. То ли Пафф
растягивает удовольствие и финансовую прибыль,
придерживая часть записей на будущее (в
эксклюзивном интервью журналу "The Source" был
предоставлен трэк-лист, значительно
отличающийся от имеющегося в наличии), или
действительно материал наскребали по сусекам,
чтобы колобок хотя бы формой напоминал Бигги (о
размере и речи не идёт). В "If I Should Die Before I Wake",
например, Бигги слышно всего 20 секунд, после чего
включаются новички Black Rob и Beanie Siеgel, а также
слегка заторможенный Ice Cube. И если "I Really Want to Show
You" покажется до боли знакомой, то это потому,
что раньше её звали "Everyday Struggle", пока K-Ci и Jo-Jo
её не одушевили и Nas не вклинился с куплетом.
Многие ребята выложились на совесть - может,
первый и последний раз удалось сделат трэк с
Бигги. Это Busta Rhymes ("Dangerous
MCs"), Too $hort ("Big Booty Hoes"), Sadat-X ("Come On").
Но особенно хорош Eminem в обработке "Dead Wrong".
Парень так постарался, будто он уже не раскручен,
Дре ему не помогает и вообще этот куплет
определит его место в дихотомии "голодная
смерть - безбедная жизнь". И, конечно, "Rap
Phenomenon", с парочкой Redman + Method Man, от которых я
давно ждал трэка с Бигги.